ценка

 

 

 5

 новости автотехники

bannerriskovik

 

кнопка банер 2

 

banner

 

Vyborg1

banner

 

 

Главная \ Юридические услуги \ Автотехническая экспертиза ДТП, исследование исходных материалов дела, кратко для юристов.

Автотехническая экспертиза ДТП, исследование исходных материалов дела, кратко для юристов.

При проведении исследования обстоятельств ДТП, эксперт-автотехник должен установить определенные доказательства по делу, исследованием всех ранее выявленных доказательств по ДТП. Все доказательства предоставляются эксперту-автотехнику судом, заявителем, либо собираются экспертом самостоятельно (например, данные о скорости движения автомобиля в момент раскрытия подушек безопасности). Все собранные доказательства являются «сырьем», исходным материалом, для производства автотехнической экспертизы, поэтому какие бы они не были, каждое из доказательств является только частью общей картины, интерпретацию которой даст независимый эксперт-автотехник, независимо от каких-либо ожиданий сторон. Это обусловлено тем, что часть исходных данных, в любом случае, будет определена и выделена экспертом самостоятельно на основе изучения материалов дела, которые будут ему доступны при проведении экспертизы. Для оценки ваших действий в ДТП, вы можете воспользоваться бесплатной программой - калькулятор ДТП онлайн.

Обычно, для производства автотехнической экспертизы, предоставляются материалы вполне достаточные для максимально полного и объективного исследования и реконструкции процесса ДТП. Стандартный перечень материалов для исследования включает в себя:

Протокол осмотра места ДТП;

Схему ДТП;

Протокол осмотра транспортного средства и его технического состояния;

Постановление следователя или определение суда о назначении автотехнической экспертизы;

Справка метеослужбы о погодных условиях во время исследуемого ДТП;

Паспорт светофорного поста, где дана продолжительность фаз работы светофора;

Объяснения участников и протоколы допроса свидетелей;

Видеозаписи авто регистраторов и камер наружного наблюдения с места ДТП, и многими другими материалами по делу о исследуемом ДТП. Но обычно, эксперт-автотехник располагает только теми документами, которые ему удалось скопировать в ГИБДД при ознакомлении с материалом дела.

Следует отметить немаловажный момент. Любое назначение экспертизы следователем или судом всегда процессуально оформляется, в противном случае, экспертиза может быть признана ненадлежащим доказательством. Однако, если автотехническая экспертиза носит название – «Консультация специалиста», то данное исследование имеет право на существование и будет принято судом как доказательная база стороны по делу.

 

Пример задания специалисту на проведение автотехнической экспертизы:

 

ОГИБДД  УВД  по  Всеволожскому району

 (подразделение)

 

ЗАДАНИЕ СПЕЦИАЛИСТУ

по материалу проверки №____

Прошу провести исследование по факту ДТП произошедшего «09» сентября 2010г. в 00 час 20 минут в во Всеволожском районе Ленинградской области по а/д «Осиновая Роща -Магистральная», между а/м марки СИТРОЕН ДЖИМПЕР, р/н ХХХХХ, под управлением ИВАНОВА И.И. и пешеходом СИДОРОВЫМ С.С.

Исходные данные:

освещение: темное время суток

видимость: ограниченна

состояние дорожного покрытия: асфальт сухой

состояние погоды: ясно.

а/м марки СИТРОЕН ДЖИМПЕР: загрузка –, скорость движения 40 -50км/ч (со слов водителя), следы торможения (юза) – левого 12,2м, правого 9,8м;

Обстоятельства ДТП:

09 сентября 2010г., около 00 часов 20 минут водитель а/м марки СИТРОЕН ДЖИМПЕР, р/н ХХХХХ, ИВАНОВ И.И. двигался во Всеволожском районе Ленинградской области по а/д «Осиновая Роща -Магистральная» в направлении от п. Вартемяги в сторону г. Санкт-Петербург в темное время суток, неосвещено, видимость в свете фар, асфальт сухой.

В районе 5км+700м а/д «Осиновая Роща - Магистральная» водитель а/м марки СИТРОЕН ДЖИМПЕР, р/н ХХХХХ, ИВАНОВ И.И. двигался в своей полосе движения со скоростью порядка (40-50)км/ч с включенным ближним светом фар (со слов водителя ИВАНОВА И.И.). После встречного разъезда с большегрузным автомобилем, вне зоны пешеходного перехода имел место наезд а/м марки СИТРОЕН ДЖИМПЕР на пешехода СИДОРОВА С.С., который, находясь в состоянии алкогольного опьянения, двигался примерно по центру полосы движения а/м марки СИТРОЕН ДЖИМПЕР в попутном направлении (со слов водителей ИВАНОВА И,И., ПЕТРОВА П.П. и АНДРЕЕВА А.А.). Водитель а/м марки СИТРОЕН ДЖИМПЕР, р/н ХХХХХ, ИВАНОВ И,И., обнаружив пешехода в своей полосе движения, применил экстренное торможение, но наезда на пешехода не избежал.

Следы тормозного юза а/м марки а/м марки СИТРОЕН ДЖИМПЕР, р/н ХХХХХ, зафиксированные на схеме к Протоколу осмотра места ДТП составляют левого 12,2м, правого 9,8м.

Место наезда на пешехода, а также ширина проезжей части согласно схемы к Протоколу осмотра места происшествия в материале проверки.

ВОПРОСЫ К СПЕЦИАЛИСТУ:

1. Определить скорость движения а/м марки СИТРОЕН ДЖИМПЕР перед началом торможения с учетом зафиксированных следов тормозного юза?

2. Как должен был действовать водитель в данной ДТС, согласно требованиям ПДД?

3. Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП в данной ДТС?

4. Соответствовали ли действия водителя требованиям ПДД в данной ДТС?

5. Как должен был действовать пешеход в данной ДТС согласно требований ПДД и соответствовали ли его действия требованиям ПДД в данной ситуации?

 

Приложение: материал проверки №___________ на _______листах.

 

В соответствии со ст.26.4 КоАП РФ права и обязанности специалиста, предусмотренные ст.25.8 КоАП РФ мне разъяснены. Об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 17.9 КоАП РФ предупрежден: _________________________

 

Инспектор по исполнению административного наказания:  НЕЧИПОРУК И.И.  /                               /

  (подразделение, должность, звание, фамилия, инициалы)                                                  (подпись)

“     “                             2010г.

 

 

 

 

 

В постановлении же о назначении экспертизы всегда содержатся следующие элементы:

- в вводной части указывают дату и место составления постановления, наименование подразделения ГИБДД и должность лица, назначившего экспертизу, вид экспертизы, номер дела, фамилию инспектора, фамилии водителей и пешеходов участвовавших в ДТП. 

Вторая – описательная часть постановления содержит как описание места происшествия, так и характеристики обстоятельств ДТП неразрывно связанные с предметом экспертизы. В описательной части постановления на проведение автотехнической экспертизы и исследования механизма ДТП особое внимание уделяется исходным техническим данным, к которым относятся:

Особое значение для автотехнической экспертизы имеют технические данные, необходимые для восстанов­ления механизма ДТП. К ним относятся:

- место и время ДТП, их координаты, зафиксированные согласно существующему регламенту МВД;

- описание состояния проезжей части, в том числе ее тип покрытия, ширина, длины и радиусы, состояние обочин и т.п.;

- описание типа транспортного средства, его технического состояния, загрузки в момент ДТП, данных «черных ящиков» автомобиля;

- в случае, если установлена скорость движения автомобиля и пешехода, указываются особые условия и ограничения для проведения расчетов;

- характер и длинна следов качения-торможения колес, которые обязательно фиксируются на месте ДТП и отражаются в схеме ДТП составляющим ее инспектором;

- расположение на проезжей части всех видимых объектов, осколков, следов, следов подтекания жидкостей, осыпи грязи, личных вещей потерпевших, транспортных средств и других объектов, и предметов, имеющих отношение к ДТП;

- описание характеристик видимости и обзорности с места водителя в момент ДТП, с указанием особенностей таковых в зависимости от погодных условий;

Первичное изучение обстоятельств ДТП позволяет указывать на применение или неприменение водителем экстренного торможения, определять расстояние на которое переместилось транспортное средство до места удара(столкновения/наезда) и после него. Если имел место наезд на пешехода, то обязательно указывается часть автомобиля, которой он был сбит. 

Приведенный выше перечень дан исключительно с целью ознакомления с возможным вариантом предметов и характеристик обстановки на мете ДТП, однако в части их использования экспертом-автотехником некоторые из них могут быть не использованы. Каждое исследование обстоятельств ДТП уникально, поэтому несмотря на общие признаки «шаблонных» дорожно-транспортных ситуаций объем и содержание исходных данных о ДТП устанавливаются в зависимости от обстоятельств ДТП и целей экспертного исследования. Так, например, для установления скорости движения автомобиля важными окажутся такие параметры как: длинна тормозного следа, тип и состояние дорожного покрытия, точно установленное место столкновения и т.п., а для определения технического состояния ТС перед столкновением более важными являются акт осмотра транспортного средства и данные о типе и состоянии шин и колес.

Точность сформулированных для эксперта вопросов в значительной мере определяет результат проведенного автотехнического исследования. Так как вопросы, исследуемые экспертом автотехником весьма различны и обычно охватывают большой круг аспектов исследуемого ДТП, лучше всего, когда эти вопросы формулирует для юриста сам эксперт. Очень часто, например, возникают вопросы о скорости движения автомобиля в момент наезда на пешехода или столкновения. К счастью для экспертов и сторон такие вопросы все чаще носят характер исследования не в расчетной части, а в технической, т.к. все параметры движения автомобиля во время наезда на пешехода или столкновения с другим транспортным средством все чаще доступны в виде записи электронных блоков систем пассивной безопасности автомобиля.

Наличие блоков управления ТС делает ответ на вопрос о моменте возникновения той или иной неисправности автомобиля более доступным, т.к. вместе с кодом ошибки в блоке управления записывается время ее возникновения. Поэтому ответ на вопрос является ли обнаруженная неисправность результатом исследуемого ДТП или она могла повлиять на сам процесс и результат ДТП может быть получен с высокой степенью достоверности и проверяемости. 

Исследование заноса и опрокидывания автомобиля часто сопровождается вопросами о том, какие режимы движения могли этому способствовать на данном участке дороги, что было причиной потери курсовой или поперечной устойчивости автомобиля? При исследовании автопоездов после ДТП, часто возникает вопрос о допустимости их эксплуатации с точки зрения технического состояния или перегрузки, и как эти факторы могли повлиять на ДТП? Самым распространенным вопросом к эксперту автоехнику является вопрос о технической возможности водителя предотвратить ДТП, и какие действия он должен был предпринять для предотвращения столкновения/наезда?

В постановлении на проведение автотехнической экспертизы также указывают на необходимость предупреждения экспертов об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФза дачу заведомо ложного заключения, за отказ или уклонение от дачи заключения, а также за разглашение данных следствия третьим лицам.

 О схеме ДТП можно прочитать ТУТ, поэтому мы не станем на ней останавливаться и продолжим описание других документов, необходимых для расследования и анализа ДТП.

При необходимости назначения повторной или дополнительной экспертизы в случае сомнения в объективности выводов по первичной экспертизе, либо в случае обнаружения новых вещественных доказательств по ДТП, которые могут изменить картину ДТП, эксперту или экспертному учреждению предоставляют все заключения предшествующих автотехнических экспертиз со всеми приложениями и расчетами, а также материалы дела по факту ДТП.

Протокол осмотра и проверки технического состояния транспортных средств отражает все технические неисправ­ности и повреждения, выявленные при осмотре автомобиля после ДТП. Выявленные неисправности могут находиться в причинно-следственной связи с обстоятельствами ДТП, поэтому их тщательное описание является необходимым условием объективности и точности автотехнического исследования обстоятельств ДТП. Так, выявленные неисправности тормозной системы могут быть непосредственной причиной ДТП, а кузовные повреждения его следствием. При осмотре поврежденного транспортного средства могут быть обнаружены важные трасологические признаки ДТП, как то: частицы грунтов, обрывки одежды, капли крови, частицы краски, и т.п., что может помочь установлению обстоятельств ДТП для его дальнейшей реконструкции. В протоколе осмотра обязательно указывают вид повреждений (разрывы, деформации, вмятины, трещины, задиры и т.п.), их местонахождение, направление следообразования, ширину, длину, глубину. Осмотр автомобиля после ДТП позволяет установить неисправности и дефекты, с наличием которых эксплуатация автомобиля на дорогах общего пользования запрещена. Осмотр позволяет ответить на вопрос о режимах работы тех или иных устройств на соответствие их предъявляемым техническим требованиям. Проверяется комплектность узлов и агрегатов, на соответствии их марке автомобиля и требований завода изготовителя. Особенно часто это касается нештатных шин и колес автомобиля, которые автовладельцы устанавливают для красоты, совершенно не заботясь соответствию таких «улучшений» техническим условиям безопасности эксплуатации транспортного средства. Некоторые ДТП с потерей курсовой устойчивости автомобиля непосредственно связаны с причиной неправильной эксплуатации и привнесения в конструкцию автомобиля подобных «улучшений».

 Так например, в приведенном ниже ДТП, потеря курсовой устойчивости автомобиля была связана прежде всего с эксплуатацией автомобиля на недопустимых скоростях при установленной на передней оси "докатки".

image

 image3-1 image4

Также, на исследуемом автомобиле могут быть установлены различные запрещенные «улучшения» вплоть до тонированого лобового стекла. Следует учесть, что в процессе ДТП, некоторые детали автомобиля могут быть утрачены, в этом случае на современных автомобилях экспертов выручают блоки управления, в которых записываются данные о параметрах работы устройств и узлов транспортного средства.

К сожалению, сотрудники ГИБДД в большинстве случаев не располагают необходимой техникой для проведения диагностики тормозной системы автомобиля, рулевого управления, систем освещения и т.п. Поэтому эксперт располагающий специальными приборами и оборудованием, зачастую проводит подобные исследования самостоятельно, когда автомобиль уже находится длительное время на специализированной стоянке (в лучшем случае), либо вообще возвращен владельцу на хранение, что делает возможным уничтожение следов ДТП.

Протокол осмотра и проверки технического состоя­ния транспортных средств необходимо дополнять фото таблицами с указанием всех зафиксированных поврежде­ний.Данные фото таблицы важны для определения взаимного расположения автомобилей в процессе ДТП, либо при определении механизма наезда на неподвижное препятствие или пешехода. Деформации дают возможность определить угол столкновения, направление удара и его силу. Иногда протокол осмотра технического состояния автомобиля объединяют со справкой о ДТП и протоколом осмотра места происшествия.

 В любом случае, в Российской Федерации, оцеку любого заключения и обстоятельств дела производит суд. Судъи, не обладая специальными техническими познаниями, опираются на заключение автотехнической экспертизы при принятии решений по делу о ДТП. Поэтому правильно выбранная экспертная организация и специалист, помогут вам решить все ваши вопросы по ДТП