Экспертиза скорости автомобиля после ДТП

Актуальность такого метода, как графоаналитический, при проведении автотехнической экспертизы, получила новое видение при развитии автомобильной техники и блоков управления, оборудованных функцией записи данных о параметрах движения автомобиля. Как пример приведем иллюстрацию данных записанных функцией EDR блока SRS автомобиля Toyota Corolla:

 

Параметры  время

за 5 сек до ДТП

за 4 сек до ДТП

за 3 сек до ДТП

за 2 сек до ДТП

за 1 сек до ДТП

в момент ДТП

Скорость, км/ч

118,0

122,0

122,0

122,0

122,0

120,0

Педаль тормоза

отжата

отжата

отжата

отжата

отжата

нажата

Педаль газа (V)

8,75

8,75

8,75

8,75

8,75

8,75

Обороты ДВС, об.мин

5200

5200

5200

5200

4400

2500

 

Построение кривой времени как функции скорости, вычисляя в каждом интервале изменения скорости приращение времени можно представить в виде уравнения:

∆t=∆V/jср

Построить кривую времени как функции скорости суммируя отдельные значения ∆t не сложно. По этой кривой определяют значения времени для известного изменения скорости. В экспертной практике это можно использовать для расчета движения автомобиля при торможении его двигателем, как зависимость момента сопротивления двигателя (тормозного момента) Mдв от частоты вращения коленчатого вала ωе.

 

В простом случае, для перехода от частоты вращения коленчатого вала к скорости автомобиля используют формулу:

Va= ωе.r/ uтр

где r — радиус ведущих колес в м., uтр — передаточное число трансмиссии. Значение передаточного числа можно получить из публикуемых характеристик автомобиля заводом изготовителем, так, например, для автомобиля Toyota Corolla 2014 года выпуска, данные о передаточном числе будут следующие:

 

Двигатель

6 МКПП

CVT Multidrive S

Тип коробки передач

механическая

вариатор

Число передач

6

-

Передаточные отношения

1-я передача

3.538

2.386-0.411

2-я передача

1.913

-

3-я передача

1.310

-

4-я передача

0.971

-

5-я передача

0.818

-

6-я передача

0.700

-

Передача заднего хода

3.333

2.505-1.680

Передача переднего хода

4.538

5.698

 

Так, зная передаточное число работы вариатора при соответствующих оборотах двигателя можно получить значение скорости довольно точно. Для этого достаточно провести несколько тестов аналогичного автомобиля в дорожных условиях с подключением к блоку управления коробкой передач, либо получить данные от того же завода изготовителя. Однако в последнее время производители стали отказываться от установки вариаторов, т.к. современные автоматы почти сравнялись с ними по экономичности при более низкой себестоимости. Во время фронтального удара, возникновение ошибки при работе двигателя может сопровождаться записью о числе оборотов двигателя, таким образом, если запись EDR окажется частично повреждена, либо данные о скорости будут стерты, значение величины оборотов двигателя поможет восстановить картину происшествия. Так же следует учитывать наличие ограничителя/регулятора скорости, установленного на автомобиле.

При торможении автомобиля двигателем, в реальной дорожно-транспортной ситуации, тормозные характеристики, определенные заводом изготовителем для того или иного автомобиля не соответствуют заводским, так как стендовые испытания как правило производятся при выключенном зажигании и полностью открытой дроссельной заслонке. Таким образом, в реальных эксплуатационных условиях, энергия необходимая для преодоления внутреннего трения в двигателе, меньше, чем определяемая при стендовых испытаниях.   

Существуют и другие методики определения скорости автомобиля.