Качество ремонта подвески автомобиля и его последствия 2

Наглядный пример того что может произойти на дороге при некачественном ремонте подвески автомобиля.

IMG_4533

После замены ступичных подшипников в Санкт-Петербурге, 18.02.2009г. при движении а/м марки NISSAN NP300 PICK-UP COMFORT, под управлением водителя ИВАНОВА И.И. по шоссе №6 со стороны н.п.Коувола в направлении н.п.Лаппеенранта на территории Финляндии по своей полосе движения прямолинейно с постоянной скоростью возникла внезапная потеря управляемости транспортного средства - а/м марки NISSAN NP300 PICK-UP COMFORT, которая выразилась в том, что а/м марки NISSAN NP300 PICK-UP COMFORT, резко без каких-либо причин развернуло против часовой стрелки и выкинуло на полосу встречного движения поперек к встречному направлению движения, где произошло столкновение а/м марки NISSAN NP300 PICK-UP COMFORT,  со встречным транспортным средством.

Спустя некоторое время после ДТП, при демонтаже ступицы было обнаружено: при вращений колеса имело место заедания и были слышны скрипы и посторонние механические шумы.

Кроме этого, ИВАНОВЫМ И.И. была представлена ступица переднего колеса, как ступица переднего левого колеса а/м марки NISSAN NP300 PICK-UP COMFORT, а также сам а/м марки NISSAN NP300 PICK-UP COMFORT, находящийся на момент осмотра по адресу: п. «Осиновая Роща», специализированная стоянка.  

На разрешение эксперта (специалиста) были поставлены следующие вопросы:

  1. Имеются ли повреждения у представленной ступицы переднего левого колеса а/м марки NISSAN NP300 PICK-UP COMFORT?
  2. В случае обнаружения у представленной ступицы переднего левого колеса а/м марки NISSAN NP300 PICK-UP COMFORT установить причину и момент их образования?
  3. В случае обнаружения повреждений у представленной ступицы переднего левого колеса а/м марки NISSAN NP300 PICK-UP COMFORT, возможно ли их образование при неправильной эксплуатации автомобиля?
  4. В случае обнаружения повреждений у представленной ступицы переднего левого колеса а/м марки NISSAN NP300 PICK-UP COMFORT, установить характер неисправности: эксплуатационный, ненадлежащего качества ремонт или производственный дефект?
  5. В случае обнаружения повреждений, могли ли они привести к ДТП, то есть к внезапному выезду а/м марки NISSAN NP300 PICK-UP COMFORT,  на полосу встречного движения и к столкновению со встречным транспортным средством?
  6. Как должен был действовать водитель ИВАНОВ И.И. с момента потери управления а/м марки NISSAN NP300 PICK-UP COMFORT?
  7. Имел ли водитель ИВАНОВ И.И. техническую возможность предотвратить ДТП (выезд на полосу встречного движения а/м марки NISSAN NP300 PICK-UP COMFORT и столкновение со встречным ТС) с момента потери управления а/м марки NISSAN NP300 PICK-UP COMFORT?
  8. Соответствовали ли действия водителя ИВАНОВА И.И. требованиям ПДД с момента потери управляемости а/м марки NISSAN NP300 PICK-UP COMFORT?
  9. Что, с технической точки зрения, могло явиться причиной данного ДТП (выезд на полосу встречного движения а/м марки NISSAN NP300 PICK-UP COMFORT и столкновение со встречным ТС на территории Финляндии 18.02.2009г.)? 

 

ИСЛЕДОВАНИЕ:

По первому вопросу:

В соответствии с заявлением (обращении) ИВАНОВА И.И.  о даче заключения 10.02.2010г. около 14.00 на станции технического и инструментального контроля ООО "Кит оценка", расположенной по адресу: 13-я Красноармейская ул. д. 8, была частично разобрана ступица переднего левого колеса, представленная ИВАНОВЫМ И.И. как ступица а/м марки NISSAN NP300 PICK-UP COMFORT.

IMG_5002

Сразу необходимо ввести некоторые допущения при исследовании, а именно, под ступицей переднего левого колеса, представленной ИВАНОВЫМ И.И. как ступица переднего левого колеса а/м марки NISSAN NP300 PICK-UP COMFORT, следует понимать узел передней подвески автомобиля, состоящий из поворотной цапфы, самой ступицы колеса, тормозного диска и подшипниками (см. ниже), а также другими необходимыми элементами и крепежными деталями.

Для справки, передние ступицы полноприводных а/м марки NISSAN NP300 PICK-UP COMFORT,  имеют три подшипника, а именно: два колесных конических роликовых (наружный и внутренний) подшипника качения, которые являются опорой и связующим звеном между ступицей колеса и поворотной цапфой и обеспечивают легкое и плавное вращение ступицы вместе с тормозным диском и колесом; третий подшипник меньшего размера игольчатый расположен во внутренней стороне поворотной цапфы и предназначен для поддержания и обеспечения вращения внутри поворотной цапфы наружной гранаты переднего привода, которая передает крутящий момент через фланец привода к ступице переднего колеса.

При разборке из ступицы был демонтирован наружный колесный конический роликовый подшипник без наружной обоймы. Визуально оба колесных конических роликовых подшипника находятся в работоспособном состоянии. Разрушение обойм, роликов, сепараторов наружного и внутреннего подшипников визуально не обнаружено. Смазка внутри ступицы на момент осмотра находилась в достаточном количестве. Следов перегрева колесных ступичных подшипников не обнаружено. Перед началом разборки и после ее сборки ступица вращается свободно без заеданий.

Далее визуально было обнаружено разрушение игольчатого подшипника гранаты привода переднего левого колеса с внутренней стороны поворотной цапфы. Конкретно было обнаружено отсутствие некоторых игл на своих конструктивных местах, разрушение сепаратора подшипника. После этого узел был собран и было принято решение продолжить исследование позже в связи с необходимостью осмотра смежных деталей и элементов передней подвески и переднего привода а/м марки NISSAN NP300 PICK-UP COMFORT.

IMG_5197

Таким образом, 15.02.2010г. около 11.50 исследование было продолжено на территории спецстоянки, расположенной в п.Осиновая Роща, где на момент осмотра находился а/м марки NISSAN NP300 PICK-UP COMFORT. Визуальным осмотром установлено: на а/м марки NISSAN NP300 PICK-UP COMFORT,  установлены на всех колесах зимние шины с ошипованным рисунком протектора марки COOPER, размером 255/70R16, левое переднее колесо вместе с некоторыми элементами передней подвески демонтированы. Визуально,  внешних повреждений шин представленного транспортного средства не обнаружено. Давление в шинах не измерялось.

IMG_4997

 

Нижний и верхний левые рычаги передней подвески находятся на своих конструктивных местах, визуально механических повреждений рычагов не обнаружено. Левая короткая рулевая тяга в сборе находится на своем конструктивном месте и визуально деформации   не имеет. Суппорт переднего левого тормоза вместе с тормозных шлангом повреждений не имеет. Следов подтеканий тормозной жидкости не обнаружено. Датчик системы «ABC» находится вместе с электрическим проводом в подвешенном состоянии. Привод переднего левого колеса находится на своем конструктивном месте в сборе. Сам привод визуально нарушений геометрической формы не имеет. Наружная граната свободно перемещается (меняет угол) относительно основной части во всех направлениях до своих конечных положений.

 

IMG_5006

Далее была исследована рабочая поверхность наружной гранаты левого привода в месте ее контакта с внутренним игольчатым подшипником поворотной цапфы переднего левого колеса. Визуальный анализ показал, что в месте контакта наружной гранаты левого привода с игольчатым подшипником поворотной цапфы переднего левого колеса обнаружены на рабочей поверхности гранаты следы трения и износа, что с технической точки зрения, свидетельствует о неправильной работе игольчатого подшипника.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, в соответствии с поставленным вопросом у представленной ступицы переднего левого колеса а/м марки NISSAN NP300 PICK-UP COMFORT, , визуально было обнаружено разрушение игольчатого подшипника гранаты привода переднего левого колеса с внутренней стороны поворотной цапфы. Конкретно было обнаружено отсутствие некоторых игл на своих конструктивных местах, разрушение сепаратора подшипника. Других повреждений визуально не обнаружено.

Также необходимо отметить, что практически все элементы передней левой подвески имеют естественный слой - налет грязи, результат эксплуатации транспортного средства, который не имеет следов механического воздействия, что, с технической точки зрения, свидетельствует об отсутствии внешнего воздействия на элементы передней подвески за период между ДТП и моментом осмотра.

 

По второму вопросу:

Учитывая проведенное исследование по первому вопросу (см. выше), с технической точки зрения, причиной разрушения игольчатого подшипника гранаты привода переднего левого колеса с внутренней стороны поворотной цапфы могло явиться значительное нарушение геометрических размеров элементов самого подшипника или рабочей поверхности гранаты  изначального нового подшипника при установке, что привело при работе подшипника к разрушению сепаратора и выпадению игл подшипника, что как показывает практика сопровождается кратковременным закусыванием подшипника. Об этом свидетельствуют следы трения скольжения на рабочей поверхности гранаты, что подтверждает версию разрушения подшипника, при разборке передней подвески с левой стороны, так как в этом случае, ярко выраженные следы трения скольжения на рабочей поверхности гранаты отсутствовали  и сальник ступицы с внутренней стороны был разрушен, что было установлено визуальным осмотром.

С технической точки зрения, момент образования вышеуказанной неисправности мог наступить только до ДТП, то есть пока транспортное средство находилось в эксплуатации после ремонта. При этом, не исключено, что разрушение игольчатого подшипника гранаты привода переднего левого колеса с внутренней стороны поворотной цапфы имело место непосредственно перед ДТП, что не противоречит версии водителя ИВАНОВА И,И, и даже подтверждает ее.

По третьему и четвертому вопросам:

Если в соответствии с поставленным вопросом, даже и предположить, что причиной разрушения игольчатого подшипника гранаты привода переднего левого колеса с внутренней стороны поворотной цапфы явилось неправильная эксплуатация, то это, как правило, показывает практика не проходит бесследно по отношению к другим элементам подвески, которые как уже было отмечено не имеют повреждений. Кроме этого, если подшипник изначально технически исправен («здоров»), то он рассчитан на длительный, очень длительный!, срок эксплуатации и имеет большой запас прочности. Поэтому в данном конкретном случае вопрос о неправильной эксплуатации теряет технический смысл, так как характер неисправности – производственный, а именно производственный дефект самого игольчатого подшипника гранаты привода переднего левого колеса с внутренней стороны поворотной цапфы либо самой гранаты, а именно, изначально диаметр рабочей поверхности наружной гранаты мог быть меньше допускаемого значения, либо он был поврежден при установке.

По пятому вопросу:

Выше обнаруженная неисправность игольчатого подшипника гранаты привода переднего левого колеса с внутренней стороны поворотной цапфы, с технической точки зрения, перед ДТП могла привести к следующему: периодическое закусывание подшипника привело к пульсирующей разнице в передаче крутящего момента между передними левым и правым колесами, что непосредственно перед ДТП могло спровоцировать возникновение крутящего момента, направленного против часовой стрелки и как следствие выезд на полосу встречного движения и к столкновению со встречным транспортным средствам, при этом все это возможно без воздействия водителем на рулевое колесо, то есть при положении передних колес в прямолинейном направлении. В данном конкретном случае это обстоятельство подтверждается прямолинейным положением передних колес а/м марки NISSAN NP300 PICK-UP COMFORT, на фотографиях после ДТП, представленных на исследование, то есть, это означает, что с технической точки зрения, в момент первичного контакта ТС передние колеса а/м марки NISSAN NP300 PICK-UP COMFORT, были также в прямолинейном положении, так как в противном случае бы, при имеющихся повреждения ударного характера с правой стороны передней подвески, если бы в момент первичного контакта передние колеса были бы повернуты, то после ДТП они также остались бы повернутыми. Последнее, с технической точки зрения, подтверждает версию водителя ИВАНОВА И.И. в части того, что непосредственно перед потерей поперечной устойчивости (управляемости ТС) перед выездом на полосу встречного движения, на рулевое колесо он не воздействовал.

По шестому вопросу:

..........

По седьмому и восьмому вопросам:

..........

По девятому вопросу:

Учитывая проведенное выше исследование, с технической точки зрения, причиной данного ДТП (выезд на полосу встречного движения а/м марки НИССАН и столкновение со встречным ТС на территории Финляндии 18.02.2009г.) могло явиться неисправность игольчатого подшипника гранаты привода переднего левого колеса с внутренней стороны поворотной цапфы а/м марки НИССАН возникшая ыследствие неправильной установки.

Чуть позже, когда мы извлекли при разборке внутренний подшипник ступицы, мы обнаружили причину этого разрушения - при установке не был поставлен на место ограничивающий фланец внутреннего подшипника ступицы, который так же рассыпался и его стружка попала на подшипник гранаты привода переднего левого колеса. В том ДТП пострадало 3 человека. А водитель получил срок и запрет на вьезд в Финляндию.