Обязанности эксперта при проведении судебной автотехнической экспертизы ДТП.

Обязанности эксперта при проведении судебной автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП.

Права и обязанности эксперта автотехника при проведении автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП регламентируются законом и методиками проведения экспертизы в рамках компетенции эксперта. Любые выводы по проведенному анализу обстоятельств ДТП эксперт подписывает лично и несет персональную ответственность за свое заключение.

Заключение эксперта автотехника является доказательством по делу в суде. Реконструкция и анализ ДТП базируется на материалах дела, расчетах, произведенных экспертом, испытаниях и эксперименте на месте ДТП, а также анализе всех факторов и обстоятельств ДТП. Исследование эксперта автотехника по автотранспортным преступлениям, является основанием для составления обвинительного заключения и приговора.

Оценка доказательств, представленных в заключении эксперта автотехника, является компетенцией суда. При проведении автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП, эксперт автотехник исследует технические аспекты факторов ДТП, а также правильность действий участников ДТП. Производится полный анализ обстоятельств ДТП, на основе физических законов, данных о параметрах движения автомобиля, с учетом психофизиологических особенностей участников ДТП (например, скорости движения пешехода) и прочих факторов, оказывающих существенное влияние на картину ДТП.

Круг вопросов, которые может решать эксперт автотехник при проведении экспертизы обстоятельств ДТП, определен полномочиями эксперта согласно действующему закону и зависит от его компетенции, под которой обычно понимают знания и опыт в области практики автотехнической экспертизы, а также в области теории движения автомобиля, автотехники, техники, инженерной психологии и пр. Исследование технического состояния транспортного средства участвовавшего в ДТП, обстановки на месте ДТП, самого механизма ДТП на всех его стадиях, а также определение технической возможности предотвращения ДТП входит в компетенцию эксперта автотехника. Перечень вопросов, исследуемых экспертом при реконструкции и анализе ДТП, можно посмотреть тут.

Исследование технического состояния ТС используют не только для установления дефектов узлов и агрегатов автомобиля и времени возникновения неисправности, которая могла послужить непосредственной причиной ДТП. Но и для ответа на вопрос – мог ли водитель самостоятельно ее обнаружить. Так же, современные автомобили дают возможность эксперту автотехнику получить данные о параметрах движения автомобиля, таких как: скорость до столкновения, действия водителя, угол поворота рулевого колеса, статус ремней безопасности, статус педали тормоза, статус педали газа, обороты коленвала двигателя, статус приборов наружного освещения, продольное и поперечное ускорение в момент столкновения, и многие другие. Исследование процесса ДТП с точки зрения технического состояния транспортного средства, в данном случае, может установить причинно-следственную связь как между обнаруженной неисправностью и ДТП, так и между действиями водителя в конкретной дорожно-транспортной ситуации и ДТП. В связи с этим, применение старого термина «техническая возможность» предотвращения ДТП приобретает новый смысл. Т.к. при наличии определенного количества оборудования в самом автомобиле, эксперт может точно установить действия самого водителя не с его слов, а исходя из показаний датчиков автомобильного оборудования. Это позволяет применять методики инженерно-психологической экспертизы при анализе и реконструкции ДТП, и определять исследуемые вопросы в том числе с учетом индивидуальных психофизиологических характеристик водителя.

Исследование обстановки на месте ДТП является одним из важных этапов реконструкции дорожно-транспортной обстановки во время ДТП. Исследование места происшествия осуществляется для полного анализа возможных траекторий движения автомобиля, условий видимости и обзорности, уклону дороги, радиуса закруглений, коэффициента сцепления шин с дорожным покрытием, а также других обстоятельств и факторов, способствовавших возникновению аварийной ситуации. В некоторых странах, данные о таких местах являются достоянием общественности и местные власти принимают решения об улучшении дорожно-транспортной ситуации в месте часто встречающихся ДТП путем улучшения дорожной инфраструктуры.

На основе анализа требований ПДД, эксперт автотехник, при проведении автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП, определяет, как должны были действовать участники ДТП, чтобы их действия соответствовали требованиям ПДД. Выявляя и сопоставляя фактические данные о действиях участников ДТП, эксперт-автотехник определяет причинно-следственную связь между действиями участников ДТП и их последствиями, отвечая на вопрос о том, что непосредственно явилось причиной исследуемого ДТП.

Используя научно обоснованные методики, эксперт-автотехник устанавливает и рассчитывает значения величин сил и направления векторов скоростей между столкнувшимися автомобилями, либо при наезде на препятствие или пешехода, на всех стадиях ДТП. При проведении автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП, производится расчет момента возникновения опасности для движения, в том числе с учетом ограниченности обзорности с места водителя.

Компетенция эксперта автотехника позволяет ему отвечать и на другие вопросы, непосредственно связанные с безопасностью дорожного движения и эксплуатацией транспортных средств с точки зрения действующих технических регламентов и требований завода изготовителя, а также проведение работ, связанных с транспортной трасологией, ситуалогическими и дорожными экспертизами.

При назначении судебной экспертизы, эксперт автотехник имеет право получать для ознакомления и изучения все материалы уголовного дела, которые могут быть использованы при анализе и реконструкции ДТП. Так же судебный эксперт-автотехник имеет право присутствовать при допросе и других следственных действиях, заявлять ходатайство о предоставлении дополнительных материалов, необходимых для анализа ДТП, осматривать место происшествия, и пр.

При проведении судебной экспертизы, эксперт-автотехник не имеет права самостоятельно собирать и исследовать материалы, не относящиеся к исследуемому ДТП, не может самостоятельно собирать отсутствующие в материалах дела исходные данные, или изымать имеющиеся в деле. Эксперт-автотехник не имеет права давать правовую оценку действий тех или иных участников ДТП. Запрещено привлекать к проведению экспертизы посторонних лиц.

 

Резюмируя вышеизложенное, в обязанности судебного эксперта автотехника входит:

- исследование и всестороннее изучение обстоятельств ДТП, выполненное в соответствии со своими специальными познаниями;

- объективная оценка результатов экспертизы, выполненной в соответствии с требованиями УПК РФ;

- личная уголовная ответственность за данное заключение, или обоснованный отказ от дачи заключения, а также дачу заведомо ложного заключения;

- детальное ознакомление со всеми обстоятельствами и деталями ДТП;

- в случае необходимости, эксперт автотехник обязан поставить вопрос о предоставлении недостающих данных перед судом либо следственными органами;

- Использование научно-технических средств, позволяющих провести всестороннее исследование обстоятельств ДТП и технического состояния транспортных средств;

- в случае если предоставленный материал недостаточен для проведения исследования, либо вопросы выходят за пределы компетенции эксперта и требуют специальных познаний в других областях науки, сообщить органу назначившему проведение экспертизы о невозможности дачи заключения;

- исследовать ту часть материалов, которая дает возможность ответить хотя бы на часть поставленных вопросов;

- обеспечить сохранность материалов дела и их конфиденциальность;

- явиться по вызову следователя или суда для разъяснения дан­ного им заключения.