Обзор рынка легковых автомобилей на первое полугодие 2015 года

Резкое падение интереса к сделкам купли-продажи транспортных средств в России хорошо прослеживается в динамике с января по июнь 2015 года в сравнении с тем же периодом 2014 года. Реализация транспортных средств в России упала за этот период на 447 тысяч единиц, что существенно отразилось на соотношении спроса и цены в их равновесном значении. Автомобили стали дорожать. Для сравнения, в этот период 2014 года было продано всего 782 тысячи транспортных средств, что на 36,5% меньше продаж 2014 года за тот же период.

Падение продаж наблюдалось среди премиальных брендов: Porsche в июне в России купили около 480-ти автомобилей, на 8% меньше, чем за тот же период прошлого года; у Land Rover – продажи упали на 54%; Mercedes – до 18%. Всего в июне в премиальном сегменте, продажи снизились на 29%, тогда как на рынке в целом на 29,7%.

Ряд автомобильных производителей приняли решение свернуть свое производство на Российском рынке; так Американский автопроизводитель General Motors отзывает бренды Opel и Chevrolet в связи с финансовым кризисом (в январе 2015 года Chevrolet потерял 68%, а Opel - 75%, в феврале потери Opel составили более 80%, Chevrolet более 70%), как было заявлено представителями концерна, однако учитывая, что досрочно прекратив свои договорные обязательства со своими официальными дилерами (могут закрыться около 150-160 дилерских центра) в одностороннем порядке, бизнес понес огромные, необъяснимые здравым смыслом и целесообразностью убытки. Больше чем пол миллиарда долларов придется затратить на оптимизацию производства и продаж автомобилей в России, средства пойдут, на улучшение дилерской сети, а также на покрытие расходов, связанных с уменьшением числа сотрудников (более 1100 человек увольняют), на кампании по стимулированию продаж, и отмену контрактов. Абсолютно ангажированное решение руководства концерна имеет политическую подоплеку – беспрецедентное давление американского конгресса на свой бизнес.

Другим автопроизводителям тоже пришлось не сладко, но они решили прибегнуть к менее радикальным мерам, в том числе: улучшение логистики поставок, уменьшение отгружаемой продукции на реализацию в автосалоны, сокращение модельного ряда дорогих автомобилей, поставляемых в Россию, сокращению инвестиций и т.п.

В феврале 2015 года французским автоконцерном PSA, Peugeot и Citroen было продано 757 автомобилей, что на 84 и 83% меньше чем в прошлом году. Следует заметить, что Opel в том же месяце продал на 155 машин больше.

продажи 1

Производитель автомобилей марки SsangYong (-75% продаж), объявил о приостановке поставок автомобилей в Россию, ссылаясь на ослабление валюты и резкое падение платежеспособного спроса.

Объем продаж Suzuki сократился до 393 штук, однако они не планируют уходить с рынока даже не смотря на то, что не имеют производства в России. В августе этого года выходит новая Vitara именно на нее рассчитывает компания.

Спрос на автомобили марки Honda упал в 11 раз до 220 автомобилей, они также как и Suzuki делают ставку на новые модели. Падение продаж затронуло и такие автобренды как:  Ford – на 33%, Daewoo (-45%), Mitsubishi (-50%). 

У Российских производителей дела обстоят лучше, спрос за 2015 год на автомобили Lada упал на 12% по сравнению с 2014 годом, в июне 26 416 машин удалось продать АвтоВАЗу.

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России за июнь 2014/2015г.

таблица первая часть

Тут следует обратить внимание на катастрофическое снижение спроса на автомобили марки Jeep. Предлагаемые этим автопроизводителем автомобили имеют множество более дешевых аналогов, и, как следствие, легендарный бренд остается в аутсайдерах российского автомобильного рынка.

таблица вторая часть

Доходы населения падают, соответственно покупательская способность снижается, в результате чего спрос на автомобили практически отсутствует, поддержание рынка осуществляется за счет государственных программ, таких как льготный лизинг, льготные автокредиты, промо акции автопроизводителей, снижение цен на автомобили, в июне закончился первый этап государственной программы утилизации и trade-in.

Учитывая объективные и субъективные политические и экономические показатели РФ, можно предположить, что среднесрочные перспективы восстановления данного сегмента рынка остаются весьма туманны.