Обзор рынка строительных материалов на первое полугодие 2015 года

Рынок отделочных и строительных материалов тесно связан со строительным рынком и развивается параллельно. Однако именно на рынок отделочных материалов кризис повлиял не значительно. С января по май 2015 года цены на производстве строительных материалов выросли почти до 5%, тогда как в капитальном строительстве около 10%.

В связи с тем, что покупка нового жилья становится практически не доступна, люди улучшают свои жилищные условия за счет вложений в ремонт.

Основными клиентами рынка строительных материалов являются: строительные компании, строительные и ремонтные компании и частные потребители.

отделкамат

Цена на импортные отделочные материалы с начала года выросла примерно на 50%. В связи с тем, что при производстве российских строительных материалов отечественные поставщики используют импортные компоненты и оборудование, они также подняли цены примерно на 15%. Выгоднее стало покупать отечественные материалы, причиной тому не только экономия, но и объяснимое желание избежать рисков, связанных с валютными колебаниями, как следствие - срывом поставок.

Так как цена на зарубежные и отечественные отделочные материалы увеличилась, логично предположить, что и себестоимость строительства в целом возросла, теперь она стала примерно на 20% дороже по сравнению с концом прошлого года. В новостройках жилых домов (исключение элитный класс) можно заменить большинство зарубежных материалов и оборудование на аналогичные отечественного производства. Более того, покупателям не придется исследовать рынок, так как строительные супермаркеты заинтересованы в том, чтобы на их прилавках появилось больше российских товаров, ведь их покупка будет более выгодной.

Вероятность ухудшения качества используемых материалов, как следствие действительно есть, тем не менее крупные компании в настоящее время не готовы жертвовать репутацией ради экономии. У продавцов недвижимости сложилось четкое понимание ситуации на рынке: необходимо использовать качественные отделочные материалы, так как основная часть добросовестных приобретателей квартир не планируют дополнительных вложений в ремонт и покупая квартиру с отделкой, хотят жить в комфорте ни чего не меняя хотя бы ближайший период времени.

На рынке строительных материалов в России существует огромное количество участников, а также разнообразие продукции, в таких условиях действует жесткая конкуренция.

Отечественным производителям все труднее существовать на нем. Причинами тому являются:

1.      Отсутствие современной производственной инфраструктуры и технологий.

2.      Избыточная логистическая нагрузка вследствие большой удаленности предприятий от развиваемых территорий. Большая часть производственных мощностей расположена в европейской части России, что согласно данным экспертов составляет порядка 60-70% всех производств.

3.      Использование морально устаревших западных технологий вместо современных отечественных. Неспособность нести риски в сфере НИОКР.

4.      Непреодолимо высокая барьерная ставка банковского процента.

Существующие пути решения этих проблем предполагают работу в ручном режиме административного аппарата. Неспособность государственной машины производить стратегическое планирование приводит к суррогатным мерам, изменение ставок налогообложения, выдачи «зеленых карт» для инвесторов. Однако все еще помнят события в городе Пикалево, когда неэффективное управление государственными предприятиями привело к полной остановке производства и социальному взрыву. Про техническое перевооружение большинства предприятий данной отрасли даже говорить не приходится.

Во время кризиса крупные компании уменьшают затраты и ограничивают смету, а это влечет за собой сокращение вложений в усовершенствование производства, пересмотр порядка продаж, расходов на рекламу, ужесточение расчетной политики. Часть игроков на рынке строительных и отделочных материалов приостанавливают свою хозяйственную деятельность до наступления более благоприятной экономической ситуации.

В это непростое для рынка отделочных материалов время более твердо стоят на ногах небольшие компании, осуществляющие свою деятельность в регионах. Преимуществом данных компаний в конкурентной борьбе является упрощенная система налогообложения, а также то, что крупные фирмы зачастую не всегда оправдано, затрачивают средства на представительские расходы. Часть компаний, которые до сих пор находятся в тени и , как правило, не платят налогов, вследствие чего имеют возможность использовать прием ценового демпинга на рынке.

Общая картина рынка в условиях нестабильной экономической ситуации и существенное колебание курса национальной валюты повлияли отрицательно на все сегменты отечественного рынка. Если в ближайшее время ничего не изменится, то в таких условиях цены на отделочные и строительные материалы продолжат расти и дальше, что вызовет отсутствие спроса и это в свою очередь отразится на данном сегменте рынка. 

 Яна Сабаевская для ООО "Кит оценка"