Определение опасных зон дорог и факторов, оказавших наибольшее влияние на возникновение ДТП при проведении автотехнической экспертизы с использованием статистических приемов.

Доступность данных о ДТП при проведении автотехнической экспертизы является одним из самых значимых факторов. Определение опасных мест при отсутствии записи данных функции EDR – это один из способов определения факторов, имевших значительное влияние на возникновение ДТП, при проведении автотехнической экспертизы. В данной статье мы покажем способ исследования опасных зон автодороги по шести элементам с точки зрения факторов безопасности дорожного движения, соответствующих каждому элементу.

Элементами дороги являются: прямые сегменты, кривые в плане, мостовые сооружения, тоннели, перекрестки и примыкания выездов с придомовых территорий. Относительное значение каждого элемента, с точки зрения безопасности дорожного движения, определяется с использованием метода аналитической иерархии, путем ранжирования факторов экспертным методом. При условии непротиворечивости мнения экспертов определяется вес элемента. Взвешенная сумма рангов используется для определения индекса безопасности (ИБ) для элемента дороги. Участки дороги с самым низким значением ИБ определяются как наиболее опасные места.

Оценка значений факторов безопасности на транспорте является проблемой для экспертов автотехников исследующих факторы, оказывающие влияние на ДТП, а также для органов власти, принимающих решения об улучшении дорожной инфраструктуры. Улучшение дорожной инфраструктуры, дорожного покрытия, увеличение ширины проезжей части, и т.п. способствует снижению числа ДТП. Тем не менее, даже в самых идеальных дорожных условиях происходят ДТП, особенно это заметно в быстроразвивающихся областях, где приток рабочей силы и увеличение благосостояния населения закономерно увеличивают транспортный поток и число транспортных средств на душу населения.

Международный опыт показывает, что использование данного метода позволило добиться значительного повышения уровня безопасности, а также повышения достоверности автотехнических исследований при анализе и реконструкции ДТП. Однако это далеко не единственный метод исследований и анализа безопасности дорожного движения. Обычно, статистические исследования используются для того чтобы установить соотношения между экологическими, экономическими и прочими характеристиками движения и числом аварий. Использование методов статистических исследований используется также при определении и прогнозировании тяжести ДТП на заданном участке дороги. Статистические исследования системы ВАДСУ рассматривают переменные этой системы для прогнозов ДТП и изучения основных факторов, влияющих на тяжесть последствий ДТП. Статистические исследования ДТП используются так же для определения потенциально возможного числа пострадавших при ДТП. Все это может быть использовано как обоснование позиции эксперта при проведении автотехнической экспертизы.

Некоторые исследователи применяли статистические методы для исследования проблем микро-моделирования ДТП при проведении автотехнических экспертиз. Это позволило изучить конфликтные места на дороге где чаще всего происходят ДТП. Затем эти данные были использованы для применения различных мер безопасности, снижающих ДТП. Все исследования с использованием двух вышеуказанных методов оценки (т.е. статистического моделирования и микро-моделирование) используется при анализе факторов ДТП или данных конфликтных точках в качестве основного элемента исследований, в том числе при проведении автотехнических экспертиз.

Для подобного статистического исследования в рамках проведения автотехнической экспертизы работы разделяют на два основных этапа. Первым этапом является сбор и подготовка данных дляы анализа, вторым этапом является анализ данных с использованием методов статистического анализа и моделирования. Применение данного метода при автотехническом исследовании улучшает понимание состояния уровня безопасности дорожного движения, однако требуют данных о ДТП. Сложностью является доступ к подобным базам данных, что отнимет много времени, особенно когда данные не структурированы применительно к конкретному участку дороги. Альтернативой является выборочное наблюдение или «дорожный аудит», который широко применяется для расчета существующего транспортного потока и анализа недостатков безопасности дорожной среды. С точки зрения потребностей автотехнического эксперта, в целом существует необходимость разработки ранжирования потенциально опасных участков дорожной сети, которое не будет зависеть от ДТП и конфликтных зон движения, а будет давать оценку безопасности на общих условиях, вне зависимости от величины транспортного потока.

В данной статье предлагается производить предварительную оценку уровня безопасности дорожного движения. Дорога разбивается на шесть элементов риска возникновения ДТП. Шесть элементов это: прямые участки, кривые в плане, мостовые сооружения, тоннели, слияния и пересечения дорог, примыкания и выезды с дворовых территорий. Для каждого элемента определяется ряд факторов, которые вносят вклад в риск возникновения ДТП для каждого элемента. На основе этой оценки можно определить дороги с высокой степенью риска возникновения ДТП и при правильной оценке этот подход может быть использован при проведении автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП, для исследования значимости факторов, непосредственно влияющих на безопасность дорожного движения подсистемы ВАДСУ – дорога (Д).  В приведенном ниже методе расчета мы лишь расширяем возможности эксперта в оценке ситуации приведшей к ДТП, ранжируя факторы по их степени влияния на риски возникновения опасной дорожной ситуации. Более подробно с этим и многими другими способами можно ознакомиться на нашем сайте в соответствующем разделе.

Структура рейтинга элементов автомобильных дорог позволяет классифицировать риски для безопасности дорожного движения и представить их количественно. В дополнение к возможностям исследований в рамках автотехнических экспертиз ДТП это позволяет получить заинтересованным организациям расставить приоритеты по проведению профилактических мероприятий снижения уровня опасности на дорогах, что несомненно свидетельствует о универсальности подобного подхода. Мероприятия проводящиеся на данном этапе включают в себя следующие шаги:

- дорога разбивается на сегменты поэлементно;

- определяются факторы, влияющие на безопасность дорожного движения для каждого сегмента;

- определяется удельный вес каждого фактора;

- производится расчет суммарного показателя безопасности для каждого отдельного сегмента и всего участка автодороги.

Комбинированные значения удельного веса каждого из факторов и их суммарных показаний обеспечивает получение количественных данных для сравнения рисков, позволяющих как ранжировать каждый из дорожных сегментов, так и оценивать факторы, влияющие на ДТП. Полученные в результате анализа данные возможно применять как в качестве возможных целей для проведения мероприятий по исправлению дорожной ситуации, так и в качестве риско- образующей картины факторов дороги на процесс ДТП.

Предлагаемая структура анализа факторов риска возникновения ДТП.

ранжирование

Дорожные элементы и факторы влияющие на безопасность дорожного движения.

 Шаг первый – определение сегментов дороги для ранжирования, предполагается использование шести основных элементов: прямолинейных отрезков, горизонтальные и вертикальные кривых в плане, мостовых сооружений, тоннелей, слияний и пересечений дорог, выездов с примыкающих к дороге территорий. Такое ранжирование позволяет определить место, необходимое для внимательного изучения обстоятельств ДТП при проведении автотехнической экспертизы. Кроме того, оно позволяет обеспечить основу изучения дорожных факторов непосредственно влияющих на процесс ДТП. 

ранжирование2

Факторы влияющие на безопасность дорожного движения (перечень может быть изменен по желанию эксперта) для каждого элемента автодороги приведены в таблице 1.

 

Прямые участки

1)      Правильная установка дорожных знаков ограничения скорости и запрещения обгона.

2)      Правильно нанесенная дорожная разметка и ее состояние.

3)      Наличие освещенных полос движения.

4)      Ширина полос движения.

5)      Техническое состояние проезжей части, наличие выбоин, просадок, трещин, ям.

6)      Система дренажа, правильный отвод воды с поверхности дорожного полотна.

Кривые в плане

1)      правильная установка знаков ограничения скорости, указателей направления поворотов.

2)      Наличие освещенных полос движения.

3)      Правильно нанесенная дорожная разметка перед кривой и ее состояние.

4)      Ширина полос движения.

5)      Правильные уклоны дороги в кривых их сочетание.

7)      Техническое состояние проезжей части, наличие выбоин, просадок, трещин, ям.

6)      Система дренажа, правильный отвод воды с поверхности дорожного полотна.

7)      Радиусы кривых в плане.

8)      Видимость в зоне поворотов и уклонов.

Мостовые сооружения

1)      Правильное размещение знаков ограничения скорости, ограничения веса, запрещения обгона и т.п.

2)      Наличие освещенных полос движения.

3)      Наличие дорожной разметки и ее состояние.

4)      Сужение полос движения и проезжей части в целом.

5)      Техническое состояние проезжей части, наличие выбоин, просадок, трещин, ям.

6)      Система дренажа, правильный отвод воды с поверхности дорожного полотна.

7)      Наличие ограждающих конструкций и их устройство.

Тоннели

1)      Правильное размещение знаков ограничения скорости, тоннелей и пр.

2)      Наличие освещенных полос движения.

3)      Сочетания прямых отрезков с кривыми в тоннеле.

4)      Наличие дорожной разметки и ее состояние.

5)      Ширина полос движения.

6)      Техническое состояние проезжей части, наличие выбоин, просадок, трещин, ям.

7)      Система дренажа, правильный отвод воды с поверхности дорожного полотна.

8)      Наличие общего освещения в тоннеле.

Перекрестки и примыкания

1)      Правильное размещение знаков, обозначающих перекрестки и примыкания дорог.

2)      Наличие освещенных полос движения.

3)      Наличие дорожной разметки и ее состояние.

4)      Ширина полос движения.

5)      Техническое состояние проезжей части, наличие выбоин, просадок, трещин, ям.

6)      Система дренажа, правильный отвод воды с поверхности дорожного полотна.

7)      Видимость в зоне пересечения дорог.

8)      Расстояние между перекрестками.

9)      Специальные дорожные конструкции ограничивающие скорость и направление движения

Выезды с придорожных зон

1)      Наличие информационных знаков автозаправок, отелей и ресторанов

2)      Наличие освещения в месте выезда с прилегающей территории.

3)      Наличие дорожной разметки и ее состояние.

4)      Ширина полос движения в месте примыкания.

5)      Техническое состояние проезжей части, наличие выбоин, просадок, трещин, ям.

6)      Система дренажа, правильный отвод воды с поверхности дорожного полотна.

7)      Наличие знаков ограничения скорости в жилых зонах.

 

Применение метода аналитической иерархии

Так как элементы и факторы, описанные выше не могут в равной степени оказывать влияние на безопасность дорожного движения, то нам необходимо ввести систему определения веса каждого фактора для конкретного элемента. Относительный вес фактора определяется при помощи процесса аналитической иерархии (АИ). Как математическая процедура АИ позволяет найти и вычислить вклад каждого фактора в проблему безопасности дорожного движения. Кроме того, если существует определенная экспертами иерархия элементов, как это предполагается в данном исследовании, то для самих определенных сегментов дороги и факторов можно рассчитать их вес. Так же использование АИ использующей парные сравнения позволяет систематически расширять набор факторов. 

 

 зависимость

 Для автоматизации задачи выявления мест концентрации ДТП, мы разработали специальный портал -

 

кнопка банер 2