ценка

 

 

 5

 новости автотехники

bannerriskovik

 

кнопка банер 2

 

banner

 

Vyborg1

banner

 

 

Главная \ Экспертиза \ Автотехническая экспертиза \ Определение причины возгорания автомобиля.

Определение причины возгорания автомобиля.

Определение причины возгорания автомобиля является действительно трудной задачей, особенно при проведении автотехнической экспертизы ДТП. Ведь прежде чем ответить на вопросы «как» и «почему» необходимо понять состав и расположение всех горючих материалов, имеющихся в данном транспортном средстве. Знание о температурах воспламенения или вспышки, точек плавления материалов, является обязательным при проведении автопожароведческой экспертизы. Следует иметь под рукой справочники, например, руководства NFPA 921 или другие источники по автомобильным материалам. Кроме того, при проведении экспертизы обязательно знать кто и что ремонтировал в данном автомобиле. Если не сгорел блок управления, то желательно получить информацию о кодах ошибок. Если не поврежден блок SRS, то следует получить информацию о ДТП (crash data). Так же можно получить данные о манере вождения водителя автомобиля проведя несколько специальных ситуационных тестов, для исключения версий автосалонов о неправильной эксплуатации автомобиля.

Пожары чаще всего возникают в моторном отсеке, т.к. это наиболее горячая зона автомобиля. В отличии от пожаров в домах, пожары в автомобилях больше похожи на возгорания в бочке или в печке буржуйке. За короткий период времени такой пожар может нанести очень большой ущерб, обычно главные повреждения происходят в течении 15 минут после возгорания. При сильных пожарах, уничтожаются и следы причин пожаров, поэтому проведение экспертизы в таких случаях практически невозможно. Различают две категории пожаров – преднамеренный поджог и случайное возгорание.

 

Преднамеренный поджог

 

Во многих случаях преднамеренный поджог транспортного средства является основной причиной возгорания автомобиля при страховых мошенничествах. Например, заявляется о краже автомобиля и совершается его последующий поджог для сокрытия улик преступления. Такой сценарий очень хорошо известен страховым компаниям, однако даже самый умный «вор» не может хорошо сымитировать угон автомобиля, поэтому он старается сжечь улики. Однако такие уловки легко раскрываются в процессе экспертизы и поэтому мы настоятельно не рекомендуем пробовать получить себе реальный уголовный срок подобным образом. Ведь на современных автомобилях, помимо системы антиугона все действия с тем или иным электронным устройством, записываются в блоке управления, поэтому специалист легко определит каким именно ключем был заведен автомобиль перед «угоном», даже если сам замок будет вырван с корнем. Забавно наблюдать, за этакими горе мошенниками, когда они пытаются сочинить байки о том, что цифровой ключ был украден «парагвайской разведкой» и с него сделана точная копия. Конечно это не касается опытных авто воров, которые могут вскрыть любую систему безопасности автомобиля в течении короткого периода времени. Мошенники же попроще просто вытаскивают дорогостоящие детали и поджигают автомобиль, в итоге у них ни автомобиля, ни денег по страховке, а в худшем случае им грозит тюремный срок. Недостаток знаний в устройстве автомобиля поджогом скомпенсировать невозможно, а чипы памяти блока управления не горят. Однако, транспортные средства, украденные ради забавы или с преступными целями, поджигают с целью скрыть отпечатки пальцев, в этом случае независимая экспертиза так же покажет все что происходило с автомобилем перед поджогом.

Иногда автомобили поджигают в случае если сломался двигатель. Владелец думает, что таким образом он может получить полную стоимость страховки. Не желая связываться с ремонтом или надеясь таким образом выиграть в стоимости. Тщательно проведенное расследование и экспертиза в любом случае покажут причину возгорания, как бы тщательно не маскировалась работа поджигателя.

В Санкт-Петербурге и многих других городах России иногда поджигались автомобили из хулиганских побуждений или с преступными целями, иногда поджоги делались ради мести. Но в этих случаях никто и не пытался скрыть поджог.

Не пытайтесь обмануть страховую компанию путем поджога! Это самый надежный путь для поездки в тюрьму.

Если огонь будет потушен в течении разумного периода времени, то определение точного местонахождения возгорания – дело техники. Поспешность поджога иногда определяется близостью жертвы и поэтому чаще всего происходит это действие около места жительства жертвы, или около места его работы. Угонять и жечь автомобиль ради мести никто не станет, хлопотно и опасно. 

случайное возгорание

Эксперт проводящий экспертизу возгорания автомобиля должен очень хорошо знать его устройство. Именно поэтому мы говорим сперва о том, что проверяется блок управления, ведь ошибки в работе устройств могут сильно сэкономить время в поиске конкретной магистрали электропроводки, идущей к конкретному потребителю. Как мы уже говорили, большинство пожаров происходит в двигательном отсеке, что одинаково верно и для легковых автомобилей, и для тяжелых грузовиков. Поэтому предварительные знания о расположении компонентов и деталей автомобиля под капотом важны для проведения автопожароведческой экспертизы. В современных автомобилях под капотом очень много пластика, который после возгорания способствует быстрому распространению огня. В недорогих или старых автомобилях его значительно меньше, поэтому огонь распространяется медленнее, и существует шанс самозатухания возгорания автомобиля.

Определение причины возгорания в двигательном отсеке затрудняется большим количеством легковоспламеняющихся предметов и жидкостей, которые передают пламя друг другу. Например, предположим, что перегрелся провод электропроводки. Его виниловая оболочка расплавилась и подожгла соседний провод, после чего происходит короткое замыкание и металл провода начинает плавиться с образованием характерных шариковых наплывов на концах, подобно наплывам на электроде электросварки. Далее возгорание передается другим горючим материалам… Жгут проводов в данном случае будет являться своеобразным фитилем, который может поджечь другие легковоспламеняющиеся предметы. Теперь предположим, что распространившийся пожар в двигательном отсеке вызвал возгорание бензопровода. Тогда вторичное возгорание будет более интенсивным нежели первичное и это может ввести эксперта в заблуждение, поскольку короткое замыкание будет признано вторичным. Как и в большинстве пожаров, автомобильные возгорания не обязательно определяются площадью повреждений. Эта проблема в определении места возгорания автомобиля больше похожа на старую загадку - Что было первым, курица или яйцо?

IMG_0830

Возгорания транспортных средств могут быть вызваны дефектными или изношенными компонентами, плохим ремонтом, возрастом или обычным износом и отсутствием надлежащего технического обслуживания. Перед тем, как изучать сам сгоревший автомобиль, следует узнать его историю ТО. Выяснить, когда в последний раз транспортное средство использовалось? Как хорошо работало? Когда последний раз автомобиль обслуживался? Были ли проблемы с электропроводкой на этом автомобиле?

Было подсчитано, что современные автомобили содержат сотни киллограммов пластических материалов (примерно 250 - 350 кг, в зависимости от размера). Большинство из них термопласты и содержит антипирены (замедлители горения). Температура плавления термопластов составляет примерно 150 0 С и выше. После начала плавления антипирены вытесняются и пластик начинает гореть. Существует проблема для автомобилей основой которых является стекловолокно или пластик (например, электромобили) пожар в таких машинах полностью уничтожает все, поэтому исследовать причину возгорания в таких случаях бесполезно.

Пено полиуретан

Это стандартный материал для отделки интерьера современного автомобиля. Он содержится в подушках сидений, облицовке дверей, консолях и подлокотниках. Пено полиуретан горит не хуже бензина, если его поджечь. Салон обыкновенной легковушки сгорает примерно за 5 – 10 минут, и неважно, открыты или закрыты стекла в машине. Система вентиляции автомобиля доставит к месту возгорания достаточно свежего воздуха, а разница температур внутри и снаружи автомобиля сыграет как турбина, засасывая свежий воздух в салон. При горении пено полиуретан, как и любой другой углеводород, переходит в газообразное состояние прежде чем начинает гореть. 

 

Возгорание антифриза

 

Такие пожары наиболее распространены для старых автомобилей. Множество легковых и грузовых автомобилей на сегодняшний день рискуют загореться из-за протечки антифриза на раскаленные поверхности выпускного коллектора, да и самого блока двигателя. Для многих экспертов антифриз представляется негорючей жидкостью, поэтому истинная причина возгорания может остаться без внимания. Однако при проведении экспертизы часто можно услышать, что при движении перед возгоранием, водители замечали пар выходящий из моторного отсека от перегрева двигателя, а когда они останавливались для того чтобы посмотреть, что происходит, машина загоралась. Что же происходило в данном случае? Антифриз представляет собой смесь этиленгликоля и воды в пропорции примерно 50/50. Этиленгликоль начинает испаряться при температуре около 110 градусов Цельсия, а воспламеняется при температуре 410 градусов. В разнообразных бензиновых двигателях, особенно оснащенных турбо-наддувом эти температуры могут быть значительно превышены по отношению к температуре воспламенения этиленгликоля.

Наши испытания в лабораторных условиях показали, что возгорание этиленгликоля происходит при утечке жидкости. Когда горячая смесь антифриза попадает на выпускной коллектор вода закипая начинает испаряться, после чего уже оставшийся, маслянистый этиленгликоль воспламеняется даже при температуре 120 градусов если, например, создать условия искрящей электропроводки. В реальных условиях это означает, что даже случайная искра может воспламенить пары этиленгликоля. После воспламенения этиленгликоль горит ровным сильным пламенем и может поджечь другие материалы в двигательном отсеке. Такие эксперименты могут быть проведены экспертом самостоятельно, например, можно вылить немного антифриза на сковородку и посмотреть при какой температуре он воспламенится. Несомненно, в суде это может быть принято, как доказательство. Температура горения этиленгликоля около 700 градусов Цельсия, этой температуры более чем достаточно для плавления алюминиевых радиаторов, корпуса насоса кондиционера или даже клапанных крышек. Такие пожары имеют вид поджогов, т.к. расплавление алюминиевых радиаторов происходит сверху вниз и имеет V-образный вид. Воспламенение антифриза практически невозможно при холодном двигателе, что очень важно для проведения независимой экспертизы причин возгорания автомобиля, сразу же исключающей эту версию.

Бензиновые Пожары

Такие пожары происходят из-за различных неисправностей топливной магистрали, системы впрыска топлива и бензобака.  Особенно для современных автомобилей, где электронасос подкачки топлива расположен прямо в бензобаке. Интересной особенностью системы безопасности большинства данных насосов является то, что они должны получать импульс давления обратного слива топлива иначе система немедленно выключается. То есть, если поврежден топливопровод, то упадет давление. К сожалению малые утечки топлива никак не отразятся на этой системе и при возгорании топливопровода бензин будет поступать непрерывно к месту возгорания.  

Самовоспламенение паров бензина может произойти при температуре 430 градусов по Цельсию, однако при наличии искры, бензин воспламеняется при температурах до минус 42 градусов, т.к. сама искра может иметь температуру в 1900 градусов Цельсия.

Обычно, такие пожары начинаются в месте установки инжектора или карбюратора. А при длительном горении могут вызвать их деформацию и увеличение поступления топлива к очагу горения. Деформации начинаются при нагревании металла карбюратора от 480 градусов. Такое воспламенение приводит к сжиганию краски под капотом и над ним в месте горения топлива из-за высокой интенсивности процесса. Во многих случаях, места утечки топлива несложно найти по характерным трещинам в металлических патрубках топливопровода, однако для тех машин, где используется пластик, найти причину утечки топлива становится практически невозможно.

IMG_0858

Пожары дизельных двигателей

Для дизельных двигателей многое из описанного ранее также применимо, однако они работают как правило при более низких температурах, чем бензиновые двигатели. Поэтому при возгорании дизельного двигателя следует обращать особое внимание на турбину, которая может разогреваться до температуры в 500 градусов Цельсия, при высоком давлении внутри топливной системы.

возгорание масла

Иногда при доливке масла неосторожные водители проливают его на двигатель, после чего оно попадает на коллектор. Как и любой нефтепродукт, масло может загореться уже при температуре в 450 градусов Цельсия.  Такие пожары не редкость. Однако место возгорания может привести к ошибочному выводу о возгорании топлива. Такие жидкости как тормозная или жидкость гидроусилителя руля могут гореть лишь при открытом пламени, но их поступление в зону возгорания часто приводит к усилению пламени, поэтому можно сделать ошибочное суждение о месте возгорания под капотом.

Добросовестный поиск места возгорания – это очень кропотливая работа и она может занимать много времени. Если цел блок предохранителей, то его осмотр может показать направление развития внутренних пожаров электропроводки. хотя разделение проводов сгоревшей косы может потребовать много времени. Так же следует знать, что много проводов не имеют предохранителей из-за своей длинны. При перегреве, такие провода становятся хрупкими. Если короткое замыкание было на провод массы, то в месте замыкания можно обнаружить по следам оплавления проводки. 

 IMAG1614