Пример дорожной экспертизы

ВОПРОСЫ, ПОСТАВЛЕННЫЕ НА РАЗРЕШЕНИЕ ЭКСПЕРТА:

  1. Соответствовало ли нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения, содержание (эксплуатационное состояние) дороги на участке ДТП на момент его совершения?
  2. Соответствовало ли ПДД РФ и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения, отсутствие дорожного барьерного ограждения в месте ДТП? Если не соответствовало,то каким дорожным барьерным ограждением должна быть обустроена дорога в месте ДТП и позволило бы такое дорожное ограждение предотвратить ДТП в сложившейся ДТС?
  3. Является ли видимость в свете фар обязательным условием обнаружения опасности для движения? Соответствует ли видимость в свете фар расстоянию обнаружения опасности для движения?
  4. К какой категории улиц относится ул. Петрова г. N согласно СНиП 2.07.01-89?
  5. Является ли обоснованным демонтаж дорожных знаков 3.24 «Ограничение максимальной скорости 40 км/ч», ранее установленных на ул. Петрова г. N?
  6. Является ли обоснованным демонтаж дорожных знаков 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено», ранее установленных на ул. Петрова г. N?

 

ИССЛЕДОВАНИЕ:

По первому вопросу:

Содержание (эксплуатационное состояние) в зимний период времени рассматриваемой автомобильной дороги (ул. Ивановская) выполняется в соответствии с:

1. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно с пп. 3.1.5 - 3.1.9 данного ГОСТа.

2. Руководством по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, а именно с разделом 4 (борьба с зимней скользкостью на автомобильных дорогах), указанного документа.

3. ВСН-24-88, а именно с разделом 6 (зимнее содержание автомобильных дорог).

Согласно предоставленным материалам, а именно выписки из журнала обработки противогололедными материалами (в данном случае песчано-солевая смесь (ПСС)) дорог и тротуаров г. Санкт-Петербурга (стр…), копиям путевых листов за 01.01.2013 г. (стр…), акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (стр…) и справке Северо-Западного территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (стр…), следует:

- по данным Объединенной гидрометеорологической станции г. Санкт-Петербург, 01.01.2013 г. с 02.30 до конца суток шел снег, обработка ул. Ивановская ПСС проводилась  31.12.2012-01.01.2013 г. с 23.40 до 00.20, 01.01.2013 г. с 07.20 до 08.00 и с 14.00 до 15.00 (п. 3.1.6 табл. 4. ГОСТа Р 50597-93 «Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки – с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ»).

Следовательно, необходимые меры по содержанию (эксплуатационному состоянию) данной а/д (ул. Ивановская) при указанных дорожных условиях, были выполнены в соответствии с вышеуказанными нормативными документами. 

По второму вопросу:

            Следует отметить, что в Российской Федерации Федеральным законом о техническом регулировании № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года разделены понятия «технический регламент» и «стандарт», в связи с чем все ГОСТы утрачивают обязательный характер и применяются добровольно. Но в переходный период (до принятия соответствующих технических регламентов) закон предусматривает обязательное исполнение требований стандартов в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Вследствие вышесказанного, ограждение в месте ДТП рассматриваемой а/д (ул. Ивановская) должно выполняется в соответствии с:

1. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно с п. 4.4 «Дорожные ограждения и бортовой камень».

2. ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», а именно с разделом 8 «Правила применения дорожных ограждений и направляющих устройств».

3. ГОСТ Р 52607-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей».

Согласно п. 4.4.1 ГОСТа Р 50597-93 опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями. На исследуемом участке а/д установлен дорожный знак 1.11.2 «Опасный поворот», следовательно, данный участок должен быть оборудован барьерными ограждениями.

Относительно того, каким именно дорожным барьерным ограждением должна быть обустроена исследуемая а/д (ул. Ивановская) в месте ДТП, ответить на поставленный вопрос, не представляется возможным из-за отсутствия необходимой информации для классификации данной а/д к определенной группе дорог и улиц по их дорожным условиям.

Если глубина Морского ручья более 1 метра, то по дорожным условиям данная а/д относится к группе Е.

Если глубина Морского ручья менее 1 метра, то для того, чтобы отнести данную а/д к какой-либо другой группе, необходимы дополнительные сведения (а именно продольный и поперечный профили данной а/д в районе места ДТП).

По третьему вопросу:

Опасность для движения в данном случае возникает в зоне видимости в свете фар а/м марки ВАЗ, после чего происходит процесс осознания человеком опасности для движения и соответствующее принятие решения. Следовательно, расстояние видимости в свете фар, с технической точки зрения больше, чем расстояние обнаружения опасности для движения а/м марки ВАЗ, под управлением водителя ИВАНОВА И.И.

По четвертому вопросу:

Исходя из имеющихся материалов, изначально ул. Петрова относилась к улицам местного значения, а именно к улицам в жилой застройке, где осуществляется транспортная (без пропуска грузового и общественного транспорта) и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), а также существуют выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения.

Отнесение ее Администрацией г. N к магистральным улицам районного значения, является необоснованным (стр…). Так как в данном случае рассматриваемая улица должна обеспечивать транспортную и пешеходную связи между жилыми районами, а также между жилыми и промышленными районами, общественными центрами, выходы на другие магистральные улицы.

Также в п. 2.6 СНиПа 2.07.01-89 в Приложении 2 указано:

- … В малых городах и сельских поселениях при компактной планировочной структуре жилым районом может быть вся селитебная территория…

Само понятие «Магистральная улица» означает вид улиц в Российской Федерации, которая должна связывать между собой районы и социально-значимые объекты города, а также обеспечивать подъезд к внешним автомобильным дорогам. Именно на магистральные улицы приходится основной поток движения общественного транспортна в городе.

Согласно табл. 7 СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», ул. Петрова относится к улицам и дорогам местного значения, однако данный вывод был сделан исходя из имеющейся информации, т.к. экспертам «КиТ-оценка» не была предоставлена информация об организации и движении общественного транспорта в г. N, а также действительная ширина проезжей части данной улицы.

Согласно табл. 8 СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» ширина полосы движения должна составлять 3,0 метра, а ширина пешеходной части тротуара – 1,5 метра.

Согласно стр… средняя ширина проезжей части составляет порядка 6,8 метра, а также на ул. Петрова отсутствуют пешеходные тротуары с обеих сторон автомобильной дороги, следовательно данная улица не может быть отнесена к транспотртно-пешеходным магистральным улицам общегородского значения, т.к. в данном случае ширина полосы движения должна составлять порядка 3,5 метра, а ширина пешеходной части тротуара около 2,25 метра, что в сумме составляет порядка 11,5 метра, отличающая от фактической средней ширины на 4,7 метра.

Также в Примечании к табл. 8 СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» отмечено:

- Ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Как правило, ширина улиц и дорог в красных линиях принимается, м: магистральных дорог - 50-75; магистральных улиц - 40-80; улиц и дорог местного значения - 15-25…

Ширина улиц и дорог в красных линиях (п. 3.3.РДС 30-201-98  Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации) -  границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.

Учитывая вышеизложенное, а также ширину улицы в красных линиях, указанных на стр…, которая составляет порядка 10,0-14,0, ул. Петрова также относится к улицам местного значения, а именно к улицам в жилой застройке, где осуществляется транспортная (без пропуска грузового и общественного транспорта) и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), а также существуют выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения.

По пятому вопросу:

Дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости 40 км/ч» согласно п. 6.90 «Указания по применению дорожных знаков» устанавливается:

- … на опасных участках дорог (места сужения дороги, участки с необеспеченной видимостью, опасные повороты, зоны интенсивного неорганизованного пешеходного движения и т.п.), где предел скорости движения транспортных средств должен быть снижен по сравнению с установленным Правилами дорожного движения. Также Установка знака 3.24 рекомендуется только при коэффициенте безопасности менее 0,6. Указываемая на знаке скорость должна соответствовать 95% обеспеченности скоростей движения автомобиля. Практика показывает, что необходимость в указании верхнего предела скорости, как правило, возникает на кривых в плане радиусом меньше 600 метров».

Согласно Проекту организации дорожного движения в городе N Смоленской области, в части ул. Петрова, а также стр…, данный радиус в плане составляет 564 метра.

Таким образом, на ул. Петрова рекомендуется установка дорожного знака 3.24 «Ограничение максимальной скорости 40 км/ч, однако данная установка не носит обязательный характер.

По шестому вопросу:

Согласно проведенному исследованию по первому и второму вопросам, демонтаж дорожных знаков 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено», ранее установленных на ул. Петрова г. N является необоснованным, т.к. ул. Петрова относится к улицам в жилой застройке, где осуществляется транспортная (без пропуска грузового и общественного транспорта) и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), а также существуют выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения.

 

Далее ниже приводятся выводы в соответствии с проведенным исследованием по поставленным вопросам

ВЫВОДЫ:

1. Необходимые меры по содержанию (эксплуатационному состоянию) данной а/д (ул. Ивановская) при указанных дорожных условиях, были выполнены в соответствии с соответствующими нормативными документами (см. исследование по третьему вопросу).

2. Согласно п. 4.4.1 ГОСТа Р 50597-93 опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями. На исследуемом участке а/д установлен дорожный знак 1.11.2 «Опасный поворот», следовательно, данный участок должен быть оборудован барьерными ограждениями.

Относительно того, каким именно дорожным барьерным ограждением должна быть обустроена исследуемая а/д (ул. Ивановская) в месте ДТП, ответить на поставленный вопрос, не представляется возможным из-за отсутствия необходимой информации для классификации данной а/д к определенной группе дорог и улиц по их дорожным условиям.

3. Опасность для движения в данном случае возникает в зоне видимости в свете фар а/м марки ФОЛЬКСВАГЕН POLO г.р.н. С133ТС53, после чего происходит процесс осознания человеком опасности для движения и соответствующее принятие решения. Следовательно, расстояние видимости в свете фар, с технической точки зрения больше, чем расстояние обнаружения опасности для движения а/м марки ФОЛЬКСВАГЕН POLO, под управлением водителя КУТЁВА А.В.

4. ул. Петрова относится к улицам местного значения, а именно к улицам в жилой застройке, где осуществляется транспортная (без пропуска грузового и общественного транспорта) и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), а также существуют выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения.

5. На ул. Петрова рекомендуется установка дорожного знака 3.24 «Ограничение максимальной скорости 40 км/ч, согласно п. 6.90 «Указания по применению дорожных знаков», однако данная установка не носит обязательный характер.

6. Согласно проведенных исследований по первому и второму вопросам, демонтаж дорожных знаков 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено», ранее установленных на ул. Петрова г. N является необоснованным, т.к. ул. Петрова относится к улицам в жилой застройке, где осуществляется транспортная (без пропуска грузового и общественного транспорта) и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), а также существуют выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения.