Соотношение между скоростью и ДТП, общие выводы статистики автотехнических экспертиз.

Чем быстрее двигается автомобиль, тем больше вероятность попадания в ДТП, и выше риск получения травм или смерти водителя и пассажиров. Соотношение между скоростью и вероятностью ДТП зависит от многих факторов. Тяжесть последствий ДТП, например, степень деформации транспортного средства, определяется не только скоростью автомобиля, но и массой транспортного средства, а также разницей между массами столкнувшихся автомобилей. Если рассматривать скорость, то скорость сама по себе имеет более заметную роль в сложных дорожных ситуациях, например, на городских дорогах, чем в условиях движения на автомагистралях, где этот фактор менее значим. Независимо от характера ДТП, эффект превышения скорости определяется скоростью транспортного потока, типом дорог и разницей между скоростями транспортных средств.

Для автотехнических экспертиз ДТП, скорость является самым приоритетным фактором при расследовании и реконструкции ДТП. Это главный фактор риска на всех уровнях системы ВАДСУ. Скорость, как основной фактор риска в условиях автомобильного движения требует пристального внимания экспертов автотехников, производящих реконструкцию и анализ ДТП. Ошибка при проведении автотехнической экспертизы, в данном случае, недопустима. Высокие скорости движения обеспечивают высокие скорости столкновений транспортных средств и, как следствие, становятся причиной высокого травматизма. Двигающийся на высоких скоростях водитель, несомненно обрабатывает меньшее число исходной информации о дорожной обстановке, остановочный путь его автомобиля существенно длиннее, соответственно при высоких скоростях движения неизбежно повышается риск столкновения или наезда. Для сравнения покажем на иллюстрации повреждения автомобилей, попавших в ДТП с разными скоростями.

IMAG1653

Рис.1 Повреждение автомобиля на скорости 60 км/час.

IMAG1645

Рис.2 Повреждение аналогичного автомобиля на скорости 30 км/час

Но мы все прекрасно понимаем, что в нашей стране любят быструю и беспечную езду. Именно поэтому, большая часть автотехнических экспертиз, проводимых в нашей лаборатории касается ДТП с пострадавшими или погибшими. Однако пока трудно установить точную зависимость меду скоростью движения и безопасностью на дороге, какие-либо случайные факторы могут оказать критическое влияние на получении более тяжелых последствий ДТП. Это обстоятельство существенно затрудняет вычисления для принятия соответствующих мер по снижению аварийности и травматизма на дорогах.

 Насколько важна роль автотехнической экспертизы при определении скорости?

На практике, скорость играет существенную роль в каждом ДТП, ведь если бы все стояли на месте, то не было бы трафика. Тем не менее, точно определить количество аварий в котором слишком быстрая скорость была основной причиной трагедии довольно сложно. В дополнение к скорости, роль других факторов, связанных с общим результатом – ДТП, можно ранжировать и рассчитать при помощи математических и статистических приемов. Сама по себе скорость не может быть непосредственной причиной ДТП без сочетания других факторов, таких, например, как ограничение видимости, или профиль проезжей части. Но именно скорость – та мера, которая позволяет реконструировать ДТП при проведении автотехнической экспертизы. Именно поэтому, чаще всего требуется установить именно скорость движения транспортного средства или пешехода перед аварией.

Определение скорости на месте ДТП практически невозможно в силу сложности процесса экспертизы и расчетов. Однако если автомобиль оборудован блоком SRS в котором есть подпрограмма функции EDR. Но для доступа к этим данным у инспектора ДПС должно быть специальное оборудование и знание автомобиля. Что к сожалению, пока никак нельзя организовать в скором времени вследствие высокой стоимости самого оборудования. Именно поэтому, автотехническая экспертиза, как совокупность нескольких направлений исследований в области безопасности дорожного движения, необходима для ответа на вопрос о скорости движения автомобиля перед ДТП и влиянии скорости как фактора, оказывающего непосредственное влияние на создание аварийно-опасной ситуации.

Принято считать, что примерно треть аварий со смертельным исходом является следствием превышения скорости. Соотношение между скоростью и безопасностью фактически является базовым показателем качества организации безопасности дорожного движения. Способы измерения данных соотношений включают в себя несколько апробированных методов статистического контроля и планирования. Анализ соотношения между скоростью и тяжестью последствий ДТП, с точки зрения материального ущерба и тяжести травм водителя и пассажиров является основным направлением в исследованиях данной проблемы. Именно поэтому роль автотехнической экспертизы в настоящее время можно определить как совокупность определения базовых системообразующих факторов безопасности дорожного движения в рамках структуры безопасности всего государства.

С точки зрения физики, скорость, как составляющая кинетической энергии, мгновенно преобразуется в процессе удара в энергию, затрачиваемую на деформацию деталей ТС и потери тепловой энергии. Человеческое тело, как очень непрочная структура сильно уязвимо для энергий, действующих на него в процессе столкновения или наезда. Поэтому автопроизводители уделяют большое внимание оснащению современных автомобилей системами пассивной безопасности (подушек безопасности и преднатяжителей ремней). Рассматривая скорость, как основную меру для срабатывания той или иной системы в момент столкновения. Именно поэтому постоянно проводятся краш-тесты, позволяющие оценить сочетание технической составляющей отношения скорости и безопасности. Так, например, при скорости столкновения 80 км/час, вероятность гибели пассажиров в 20 раз больше чем при столкновении на скорости 30 км/час (IHHS, 1987).

 Пассажиры каких транспортных средств имеют наибольший риск получить травму при ДТП?

Кроме скорости, масса транспортных средств, участвующих в столкновении оказывает существенное влияние на степень тяжести полученных при ДТП травм водителя и пассажиров. При столкновении двух транспортных средств разной массы, люди, находящиеся в более легком автомобиле, как правило, получают более серьезный вред здоровью. Разница в массе транспортного средства определяет, какой автомобиль в процессе столкновения и соответствующих столкновению деформаций поглощает большую часть выделившейся энергии удара. Образно говоря, поглощение энергии удара пропорционально массам транспортных средств. При существенной разнице между массой грузового автомобиля и массой легковушки, риск получить смертельную травму у пассажиров легкового автомобиля в 10-30 раз выше, чем у водителя или пассажиров грузового автомобиля. 

 

7dc1CqKxh1M

 

Рис.3 ДТП с участием неравных по массе транспортных средств

 

Эта «несовместимость» массы различных транспортных средств на проезжей части является пока что неразрешимой проблемой с точки зрения безопасности дорожного движения и решение данной проблемы имеет решение только мерами несколько иного порядка, нежели мы пока можем себе позволить. Существенные различия масс легковых и грузовых автомобилей в совокупности с скоростью движения, являются критичными при оценке тяжести последствий ДТП. Для пешеходов и велосипедистов ситуация еще более тяжелая.

Лабораторные испытания показали, что при наезде автомобиля на пешехода, выживаемость пешехода в подобном ДТП сильно уменьшается по мере увеличения скорости движения автомобиля: так, при скорости 30 км/час, всего лишь 5% пешеходов будут убиты, на скорости 50 км/час, смертность достигает 45%, а при скорости 65 км/час, число убитых приближается к 85% (ETSC, 1995).

 Каково соотношение между скоростью и тяжестью аварии?

Ключевым вопросом связующим воедино скоростью и безопасность дорожного движения, является оценка риска ДТП. Быстрое вождение автомобиля, повышает риск попасть в аварию. Отчасти это связано с более долгим процессом торможения автомобиля. Время реакции водителя остается в данном случае постоянным на любой скорости, а вот остановочный путь существенно увеличивается. Соответственно увеличивается тяжесть последствий аварии. При проведении автотехнических экспертиз, мы часто сталкиваемся с тем, что водителю не хватило буквально секунды для того чтобы избежать столкновения. Следует отметить также, что соотношение между скоростью движения автомобиля и скоростью самого процесса аварии намного сложнее, нежели отношение тяжести последствий и скорости автомобиля перед ДТП.

 Какое влияние оказывает скорость движения автомобиля на деформацию автомобиля?

Относительно много исследований исследовали связь между скоростью движения и деформациями. Независимо от используемого метода исследования, практически все исследования пришли к выводу, что соотношение между скоростью и деформацией можно охарактеризовать степенной функцией: при увеличении скорости движения автомобиля, увеличивается степень деформации, и наоборот. 

скорость деформация график2 

 Рис. 4. Соотношение скорости в момент столкновения и степени деформации кузова автомобиля 

 

Очень хорошо известны исследования шведского исследователя Нильсена, которые до сих пор часто цитируются. Эти исследования изучали связь количества аварий при увеличении и уменьшении средних скоростей движения на отдельном участке дороги, связанные с ограничением скорости движения. Аналогичные исследования проводились и в России, Австралии и США. Много исследований проводилось в поисках взаимосвязей алкогольного опьянения и степени тяжести ДТП. Исследования скорости в городских условиях показали, что превышение скорости всего на 5 км/час увеличивают риск возникновения ДТП вдвое. На 10 км/час увеличивает риск в четверо, по сравнению со скоростью 60 км/час.

 Одинаково ли соотношение скорости и тяжести последствий ДТП для всех дорог?

Тот факт, что увеличение скорости показывает более высокий риск получения тяжких последствий ДТП, предполагает, что меры по снижению скоростного режима на проблемных участках могут иметь большее влияние, например, на автомагистралях, чем на городских дорогах. Тем не менее, это не так, потому что скорость движения автомобиля и тип ДТП сильно зависят от типа дороги. Грубо говоря, на автострадах с низким уровнем аварийности и, по мере увеличения скорости, скорость прироста количества ДТП меньше, чем для дорог более низких категорий, расположенных в населенных пунктах. Обратное утверждение также верно, падение скорости (в км/ч) имеет больший эффект с точки зрения безопасности и тяжести последствий ДТП на дорогах населенных пунктов, чем на дорогах категории А. Скорее всего это связано с сложностью окружающей водителя дорожной среды, которая в сочетании с человеческим фактором, приводит к соответствующему результату. Например, сельские дороги с точки зрения условий вождения более сложны для водителя чем автострады. 

В целом можно сделать вывод о увеличении количества аварий и тяжести последствий ДТП с увеличение скорости движения. Именно поэтому, в практике работы экспертов автотехников большая часть ДТП, для которых проводятся автотехнические экспертизы имеет пострадавших или погибших. 

 

IMG_6830