ценка

 

 

 5

 новости автотехники

bannerriskovik

 

кнопка банер 2

 

banner

 

Vyborg1

 

banner

bannerfans_19975230 (2)

 

 

Главная \ Оценка \ Оценка ущерба после ДТП \ Учитывать или не учитывать износ деталей автомобиля при проведении независимой экспертизы и оценке автомобиля после ДТП?

Учитывать или не учитывать износ деталей автомобиля при проведении независимой экспертизы и оценке автомобиля после ДТП?

Для того чтобы понять, что такое износ следует обратиться к нормативным документам, определяющим данный термин. Искать определение того, что такое износ в Федеральном законе №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)» бесполезно. Единственное что вы найдете, это упоминание о износе, который согласно закону, не может превышать 50% от стоимости. Казалось при чем тут стоимость и физические характеристики узла и детали, однако в нашем случае законодатели позволяют себе смешивать понятия физические и экономические, причем выносить это в виде законов. Не нам судить, но по меньшей мере наивно полагать, что авторы закона могут сами внятно объяснить, что такое износ, по их мнению, и как он влияет на стоимость детали. К счастью, в РФ действуют технический регламент и ГОСТы, в той их части, которая касается обеспечения безопасности людей, поэтому физический износ не может рассматриваться как способ снижения стоимости элементов подвески автомобиля, системы пассивной безопасности и рулевого управления.

Для любого технаря, который хотя бы немного знаком с автомобильным транспортом существует понимание износа, как физической характеристики детали. Так, в ГОСТе Р51709, хорошо знакомом нам по прежним порядкам прохождения ГТО, упоминается физическая характеристика износа шин колес, как минимально допустимая высота рисунка протектора, обозначаемая выступом на дне канавки беговой дорожки. Это понятная и вполне измеримая величина для любого эксперта, ведь глубину канавки можно измерить простой линейкой. В том же ГОСТе упоминается физический износ поверхности роликов тормозного стенда, экономической величиной выраженной стоимостью, как мы видим, он не является.

Если обратиться к ГОСТ 16429-70 Трение и изнашивание в машинах, то можно так же получить характеристику этого явления – износа, как физические свойства узлов и деталей. Согласитесь, привести физический показатель в виде 1% износа рифленой поверхности металлического листа к его экономическим показателям стоимости пока не представляется возможным, в силу того, что нам не понятно само определение стоимости. Если мы будем говорить о замещении на функционально аналогичный узел, то при нашем уровне развития технологий это будет либо стоимость восстановительного ремонта, либо стоимость нового листа. Если это восстановительный ремонт, то отношение в принципе можно выразить в процентном отношении к стоимости нового листа, а если замена? Как нам поступить, если свойства восстановить невозможно, но возможна дальнейшая эксплуатация детали?  Попробуем проанализировать максимальное количество доступных источников информации по данному вопросу. Однако прежде, мы, опираясь на вышеупомянутый ГОСТ опишем все виды износа.

Так, авторы выделяют две группы износов, к первой группе относят физические износы с медленной скоростью образования (медленно нарастающие). Данные износы возникают при нормальной эксплуатации автомобиля и определены конструктивными особенностями, эти износы называют естественными. Вторая группа износов является аварийной, поэтому к ней относят, в том числе повреждения образованные неправильной эксплуатацией и некачественным ремонтом. Как первый, так и второй этап может быть результатом одного процесса – работы деталей. И если первый этап износа занимает около 90% всего времени эксплуатации механизма, то второй может быть менее 1%. Видов физического износа существует довольно обширное множество, и мы не станем его описывать, тем более ГОСТ можно самостоятельно найти в сети интернет и почитать. Главное – это то, что в ГОСТ указан физический износ, как потеря свойств объекта, его физических характеристик, объясняемая различными физическими процессами, будь то пластические или упругие деформации, или химические процессы.

Само же определение физического износа в законодательстве РФ не закреплено. более того, этот важный термин имеет весьма сомнительные источники, большинство из которых уже утратило силу, но не имеют никакого отношения к закону. Так, например, согласно «методике оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния» Р-03112194-0376-98, «износ – это потеря стоимости ТС в процессе эксплуатации из-за физического и морального износа…» Т.е. есть некое определение всеобъемлющего, совокупного и всеохватывающего износа, который является суммой чего-то там, но нет определения этого термина в законе, поэтому, любой исследователь или оценщик в праве не применять это определение в своей работе. Этот термин встречается в документах и приказах министерств и ведомств, но в законе его нет. Есть словосочетание «нормальный износ» в ГК РФ, но он относится лишь к естественному износу в процессе старения (см. ст. 755 ГК РФ). Однако самого термина износ, в том виде, в каком нам его преподносит закон об ОСАГО нет. В п. 2 ст. 257 НК РФ есть упоминание этого термина, как некоей меры сравнения старого, морально устаревшего и физически изношенного оборудования с новым, однако это не помогает нам разобраться с таким важным термином, значение которого определяет важные экономические показатели целой отрасли услуг в нашей стране, а именно – отрасли страхования. Согласно п.19 ст. 12 40 – ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)» - «Размер расходов на запасные части (в том числе в случае возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 15 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.»  И это все. Т.е. в данном случае, речь идет не о физических величинах износа, не о изменениях геометрии и свойств узлов и деталей, материалов, а о стоимости деталей, износ на которые не может начисляться выше 50% их рыночной стоимости. Но вот проблема. Есть множество видов износа, и хотелось бы верить, что законодатели понимают под этим определением именно физический износ, а не экономический, но тогда теряет смысл разработанная «единая методика определения размера восстановительных расходов в отношении поврежденного транспортного средства», где в п. 6 сказано «Износ является показателем, характеризующим относительную потерю стоимости комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) ТС, их функциональных характеристик и ресурса в процессе эксплуатации». Так и не понятно, на какой именно закон ссылаются разработчики этого чудного (ударение можно ставить как угодно) документа, но явно не на 40-ФЗ об ОСАГО, ведь в приложениях есть удивительные таблицы «коэффициенты для определения дополнительного индивидуального износа» размер которых существенно превышает 50% определенных в 40-ФЗ об ОСАГО. Ищем в законе определение "индивидуальный износ"...