ВЛИЯНИЕ ДОРОЖНОЙ СРЕДЫ НА ВОСПРИЯТИЕ, РЕАКЦИЮ И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

канд. техн. наук, доцент, П. А. Степина, (СПбГАСУ)

В результате ряда исследований в области организации дорожного движения (ОДД), при которых изучалось восприятие и поведение человека в различных дорожных ситуациях, было установлено, что в разной степени на восприятие, реакцию и дальнейшее поведение человека влияют множество факторов, например, такие как правильная расстановка дорожных знаков, соответствующее нанесение разметки, расположение близ лежащих с дорогой объектов и пр. Все указанные факторы влияют на дорожное движение, а, следовательно, неотъемлемо связаны с обеспечением безопасности людей.

В Российской Федерации безопасность дорожного движения характеризуется сложным комплексом взаимодействия водителя, автомобиля, дороги, среды и других участников движения (ВАДСУ). Данная система позволяет учитывать влияние указанных элементов каждой подсистемы, на уровень безопасности дорожного движения, а также дать комплексное описание параметров подсистемы ВАДСУ.

Дизайн дорожных знаков, устанавливают соответствующие ГОСТы. Данный факт подразумевает, что в городской среде это требование будет беспрекословно выполняться. Однако довольно таки часто встречается неправильная расстановка знаков (рис. 1), а также установленные торговые павильоны непосредственно перед перекрестком дорог, которые непосредственно влияют как на неправильное понимание и восприятие водителей дорожной обстановки, так и на ограничение видимости (рис. 2).

знаки1  

Рис. 1. Загнутый пополам дорожный знак, нарушение требований к расстоянию видимости, а также высоте установки дорожных знаков

знаки2  

Рис. 2. Ограничение видимости на перекрестке посредством установленных каких-либо зданий или сооружений (торговых павильонов), г. Санкт-Петербург

 

Восприятие в дорожной среде является достаточно сложным процессом, который заключается в процессе приема, обработке, принятия и усвоения поступающей информации. Т.е. данный процесс включает в себя огромный комплекс ощущений, который проходит через психику человека.

Вся поступающая водителю информация относительно дорожной обстановки основывается на его визуальных наблюдениях. Во время движения автомобиля водительский взгляд скачкообразно перемещается с одного объекта на другой, образуя своеобразный коридор. Чем выше скорость движения транспортного средства, тем сложнее становится водителю оценивать и останавливать свой взгляд на различных объектах или процессах, происходящих на дороге.

Для примера такого коридора показан участок Богатырского проспекта в г. Санкт-Петербург (рис. 3).

Постоянное появление новых дорожных знаков, сменяющих друг друга, создают сложность восприятия каждого из них. Водителю приходится уделять больше времени на обработку передаваемой ими информации и, соответственно, меньше времени остаётся для восприятия остальной дорожной обстановки, что может привести к опасной дорожно-транспортной ситуации (ДТС).

По мере движения автомобиля, модель дорожной ситуации, которую водитель строит в своем сознании, динамически меняется. В данной модели отражаются все изменения в самой системе ВАДСУ.

В такой ограниченной по времени деятельности, водитель должен не только замечать и выделять нужную ему информацию, но также запоминать происходящие события, соединять их в единую цепочку с последующими событиями, предвидеть ситуацию на шаг вперёд.

Качество восприятия водителем разнообразных ситуаций на дороге зависит от его способности быстро и объективно оценивать временные и пространственные интервалы, характерные для той или иной ситуации. Оценка расстояния между различными дорожными объектами, а также их удаленности от автомобиля является самым важным процессом в восприятии человеком пространства.

знаки3  

Рис. 3. Пример коридора движения автомобиля по Богатырскому пр., г. Санкт-Петербург

 

Для восприятия различных объектов водителю необходимо фиксировать на них свой взгляд в течение 0,1 – 0,3 с. При увеличении скорости, данный временной интервал не меняется, однако расстояние от автомобиля до объекта восприятия увеличивается. Следовательно, чем больше данное расстояние, тем шире участок дороги и больше объектов воспринимает водитель своим зрением. Например, на расстоянии 100 м водитель воспринимает все объекты дороги шириной 5 м, а на расстоянии порядка 1000 м – около 32 м.

Вниманием водителя на дороге обычно охватывается не более трех объектов, помимо наиболее опасных. Например, при пропуске пешеходов, водитель наблюдает не только за ними, но и за встречным и попутно движущимся транспортом, а также за проезжей частью. Соответственно, если в этот же момент он должен воспринимать большой объём информации от дорожных знаков и разметки, это приводит к снижению концентрации внимания в целом. Оно рассеивается на все объекты дорожного движения и вероятность совершения водителем ошибки возрастает в несколько раз. Это одна из причин, по которой информация, получаемая водителем от различных средств ОДД должна быть однозначна и легка для восприятия, чтобы водитель мог за доли секунд охватить и обработать всю поступающую к нему информацию по ОДД на данном участке дороги и быстро принять правильное решение касательно своих последующих действий. Чем сложнее складывается ситуация, тем больше времени понадобится водителю для фиксации взгляда на отдельных объектах дороги.

Указанное время, необходимое водителю для восприятия объекта динамической модели дорожной обстановки, а также скорость обработки поступающей к нему информации от данной модели являются индивидуальными для отдельного взятого человека. Данные параметры зависят от определенных психофизиологических свойств каждой личности.

Время восприятия и обработки информации водитель может менять самостоятельно путем увеличения или уменьшения скорости движения своего транспортного средства. Однако в достаточно плотном транспортном потоке это сделать практически невозможно. При движении в таком потоке, водитель находится в состоянии повышенной бдительности, а также готовности к быстрым действиям, которые могут потребоваться в сложившейся опасной ситуации. Если водитель находится в таком состоянии длительное время, это может привести к появлению у него чувства тревоги, которое может перерасти в сильное нервное утомление.

Большое количество поступающей информации от дороги также снижает надежность водителя. Он может не успеть охватить нужную информацию, ее осмыслить и принять правильное решение. Всё это повышает вероятность появления сбоев в работе водителя, как одного из главных элементов системы ВАДСУ.

К сожалению, данный факт остается без внимания, как со стороны инженеров, проектирующих ОДД, так и со стороны определенных ведомственных органов, поэтому для снижения аварийности как в Нашем городе, так и в стране в целом, необходимо уделять вышеописанному вопросу достаточно большое внимание.