Оценка технического состояния узлов и деталей автомобиля, непосредственно влияющих на безопасность дорожного движения, при проведении автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП.

Ежегодное увеличение автомобильного парка в России, при фактически полном разрушении системы государственного технического осмотра ТС приносит свои неприятные плоды. Это заметно по количеству старых, неисправных автомобилей на дорогах общего пользования. Обстоятельства, которые могут способствовать образованию опасной, а затем и аварийной дорожной ситуации, нередко связаны с техническим состоянием автомобиля непосредственно перед ДТП. Это обусловлено прежде всего тем, что средний возраст автопарка в России находится между 13-15 годами, в то время как в развитых странах этот возраст не превышает обычно 5-6 лет.

Согласно официальным данным всех заводов изготовителей автомобильного транспорта, как в России, так и за рубежом, срок, на который рассчитывается безопасная эксплуатация транспортного средства не превышает 8-10 лет с момента выпуска автомобиля. Потеря работоспособности автомобиля, его частые и неожиданные поломки, обычное явление для стареющего автопарка. Учитывая, что правилами дорожного движения, эксплуатация неисправных автомобилей на дорогах общего пользования запрещена, т.к. это может привести к ДТП и соответственно увечьям или даже гибели человека, при проведении независимой или судебной автотехнической экспертизы следует максимально полно изучить состояние тех узлов и деталей автомобиля, которые могли послужить непосредственной причиной ДТП.

Основной целью исследования технического состояния транспортного средства перед ДТП, является определение причинно-следственной связи между возможными дефектами систем автомобиля и самим ДТП. Требования к безопасному техническому состоянию транспортного средства характеризуют степень соответствия или несоответствия функциональных параметров узлов и деталей автомобиля определенным техническим требованиям. Согласно ПДД запрещается эксплуатация автомобиля при неисправных фарах, стеклоочистителе, тормозной системы, рулевого управления, однако, помимо вышеперечисленного, в современных автомобилях существуют и другие системы оказывающие непосредственное влияние на безопасность.

В практике автотехнической экспертизы различают исправное и неисправное состояние узла, детали, системы, а также работоспособное и неработоспособное, правильно и неправильно функционирующее. Иногда исправная деталь неправильно функционирует, и наоборот, неисправная деталь может оказаться работоспособной. Поиск и установление подобных дефектов в техническом состоянии транспортного средства перед ДТП, существенно облегчается наличием системы внутреннего контроля, через соответствующие датчики, основных узлов и агрегатов в современных автомобилях. Если машина оборудована системой самодиагностики по стандарту SAE J1979, то существующая практика показывает, что наличие режима $02 позволит продиагностировать состояние узлов и деталей в момент ДТП. Иными словами, это позволяет максимально точно установить, является ли то или иное повреждение следствием ДТП, или оно могло послужить его причиной. Т.е. выполняется основная задача исследования автотранспортного средства при проведении автотехнической экспертизы – получается достоверный вывод о причинах и следствиях тех или иных повреждений, являющихся важными следами и вещественными доказательствами в делах о транспортных преступлениях. Кроме того, неисправность узла или детали может быть выявлена и традиционными методами технического контроля и диагностики, в том числе и с демонтажем деталей транспортного средства.

Рассмотрим неисправности систем автомобиля, которые обычно встречаются при ДТП и находятся с ними в причинно-следственной связи. Первая по количеству отказов система автомобиля, из-за неисправности которой может произойти ДТП – тормозная система. К признакам неисправности тормозной системы относят: разгерметизацию трубопроводов и шлангов, износ тормозных механизмов, отказ системы АБС и пр. Любая разгерметизация тормозной системы может приводить к снижению эффективности ее работы, либо к полной неработоспособности одного из тормозных контуров. Так или иначе, но неисправность тормозной системы снижает главный параметр автомобиля при возникновении опасности – тормозную эффективность, которая влияет на замедление и в конечном итоге на тормозной и остановочный путь транспортного средства.

Тормозной путь – это расстояние, пройденное автомобилем с момента касания водителем педали тормоза до полной остановки транспортного средства. Тормозной путь может быть установлен при испытаниях тормозной системы автомобиля. Остановочный путь определяется расчетным способом, с учетом времени реакции водителя. Именно поэтому определение технического состояния тормозной системы перед ДТП — это первый шаг в изучении всего технического состояния автомобиля в целом.

Неисправности рулевого управления – это второй по значимости технический фактор, который может находится в причинно-следственной связи с ДТП. Обычно, все неисправности рулевой системы автомобиля связаны с повышенным износом шарнирных соединений рулевого механизма, который может привести к поломке и потери управляемости автомобилем.

Третьим по значимости, но не менее опасным, может быть разрушение элементов подвески. Например, разрушение ступичного подшипника может привести к моментальному заклиниванию колеса и, как следствие, привести к неуправляемому заносу автомобиля. Один из примеров подобного ДТП можно посмотреть тут.

Качество проведенной технической экспертизы состояния транспортного средства перед ДТП, является составной частью правильности выводов при проведении автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП.

IMAG2451