Актуальные проблемы автоматизации определения мест концентрации ДТП при создании системы публичного мониторинга и контроля ситуации на дорогах РФ
Поведение подавляющего большинства естественных и антропогенных систем носит отпечаток стохастичности. Поэтому принципиальным при оценке их безопасности является понимание статистических свойств происходящих в них случайных процессов. Исходя из этого, основным требованием к программному обеспечению, использующемуся при анализе мест концентрации ДТП является возможность использования динамических информационных каналов получения информации с функционалом статистических инструментов обработки формируемых баз данных о ДТП.
Актуальна проблема автоматизации обработки статистической информации вследствие распределения вероятности по убывающий т.е. по степенному закону. При таком распределении наибольший ущерб приходится на очень крупные и очень редкие события. При этом существующие методы определения мест концентрации ДТП опираются лишь на данные о ДТП с пострадавшими или погибшими, что приводит к искажению общей картины выявления локальных опасных точек дорожной сети.
Не стационарность и многофакторность явления, приводят к сложности автоматизации прогнозирования и моделирования процесса образования мест концентрации ДТП.
Отсутствие развитых информационных каналов, приводит к замедлению оперативного использования моделей управления процессом по возмущению. Теряется скорость отклика на возмущение системы в целом, что приводит к необоснованным экономическим потерям и человеческим жертвам.
Проблема идентификации динамических объектов для подбора требуемой методики анализа и подбора адекватной структуры модели автоматизированного анализа. Отсутствие данных о факторах дорожной среды, инженерного обеспечения и состоянии объектов на месте ДТП, либо наличие несистематизированных и обрывочных сведений.
Ограничение данных в открытом доступе, отсутствие публичности как следствие малая вовлеченность участников процесса дорожного движения в сборе исходной информации о процессе образования мест концентрации ДТП. Существующие программные продукты не имеют инструмента достоверной проверки репрезентативности данных при их сборе и обработке, кроме www.dtpmaster.ru, либо выборка нерепрезентативна с точки зрения проверяемости (см. рис 1)
Рис.1. Места ДТП указанные в официальной статистике ГИБДД по ЛО за 2015 год.
Получение доступных данных о местах наибольшего проявления ДТП для управления организацией безопасности дорожного движения и проведении автотехнических экспертиз на конкретном сегменте дороги в России является технически реализуемой задачей.
Одной из целей создания программ, обеспечивающих сбор и автоматический статистический анализ данных о ДТП, является исследование обстоятельств ДТП на микроуровне для получения максимально возможного количества факторов доступных для последующего анализа и возможности прогнозирования процесса образования мест концентрации ДТП.
Для вовлечения участников дорожного движения в процесс сбора информации о ДТП, создан интуитивный интерфейс, позволяющий безошибочно выбрать свой вид ДТП, внести данные о месте происшествия, времени суток, сегменте дороги, скорости движения и пр. После ввода данных водители получают развернутый вывод о той дорожной ситуации, в которой они должны были действовать соответствующим образом. Для этого им достаточно просто нажать на кнопку с изображением соответствующего изображения (см. рис2):
Рис. 2. Пример интуитивно понятных пользователю кнопок с изображением ДТП
Заинтересованность пользователя обусловлена мотивирующим поведенческим фактором, при размещении данной программы для участников дорожного движения производится бесплатный анализ ДТП с полным перечнем возможных вопросов по дорожно-транспортной ситуации (Рис.3).
Рис. 3. Отображение мотивирующего отклика программы
Технические средства контроля за ТС позволяют максимально быстро получать репрезентативные данные о всех факторах ДТП с привязкой данных к конкретному дорожному сегменту. Развитие этого направления технологий неизбежно приведет к ее вовлечению в процесс автоматизации определения мест концентрации ДТП (см. рис 4)
Рис. 4. Пример работы оборудования контроля движения ТС
Тюлькин Е.В.