Автомобильные самописцы

В США устройства записи данных (EDR) используются уже много лет для анализа событий ДТП.  В начале 1970-х аналоговое устройство, которое называлось Disc Recorder  было установлено на 1000 американских автомобилей. Современное использование устройств записи данных ограничивается комплектацией автомобиля заводом изготовителем и некоторыми дополнительными опциями послепродажной подготовки. Среди производителей, лидирующее положение в разработке систем записи данных  (EDR)  занимает GM. В GM системы записи данных тесно связаны с системой подушек безопасности. Первое поколение EDR включавшее в себя диагностический модуль и модуль резервного питания (DERM) был введен в 1990 году.  Он записывал данные с датчиков подушек безопасности. С 1999 года на некоторые модули SDM на автомобилях GM  были добавлены функции записи скорости автомобиля, оборотов двигателя, положения дроссельной заслонки и положение выключателя стоп сигналов за последние пять секунд перед срабатыванием подушек безопасности. Самая популярная дополнительная опция в Европе – самописец аварий Siemens VDO, который записывает показания продольной и поперечной скоростей автомобиля и атак же изменение направления движения ТС, в течении 30 секунд до и 15 секунд после столкновения. Кроме того, записываются такие данные как: свет фар, индикаторы, тормоза и пр.

EDR модуль является частью блока PCM на легковых автомобилях или ЭБУ грузовиков. Модуль EDR записывает все физические параметры движения автомобиля во время аварии, а так же содержит разнообразную информацию, такую как : запись последней остановки, запись резких торможений, и т.п. Все эти параметры можно наглядно увидеть при помощи специальных считывающих устройств, что существенно облегчает работу по анализу и расследованию ДТП. Ниже на рис.1 приведен пример записи данных на модуль EDR автомобиля Форд.

 

Рис.1 

 

гр

 

Самописцы, которые обычно используют на коммерческих грузовиках известны как ECM (электронный модуль контроля). Он управляет работой двигателя для оптимизации его производительности.  Модуль электронного контроля записывает информацию о скорости и  движении ТС. Информация в ECM содержит такие показатели как: скорость и динамика столкновения, ускорения, и действия водителя,  перед и после столкновения.  Данные доступные в модуле ECM описаны ниже.

Активность за месяц: Данная страница содержит информацию об использовании ТС за предыдущие три месяца.  Записываются некоторые параметры активности передвижений. Если грузовик не использовался последние три месяца, то будут доступны данные за предыдущий период активного использования.  

Активность при поездках: Показывает поведение водителя и автомобиля в течении поездки. Основные параметры – дистанция поездки, расход топлива, время вождения, экономия топлива и т.п. 

Записи диагностики: Этот блок содержит три самых последних записи кодов неисправностей – давления масла, уровня масла и температуры. Если какой либо из этих трех параметров не будет соответствовать норме, то автоматически генерируется код ошибки.  В течении пяти секунд производится около 12 контрольных измерений. Эти контрольные измерения производятся для измерения: скорости автомобиля, скорости работы двигателя, давления и уровня масла и топлива. Эти записи показывают  использование торможения двигателем, работу тормозов,  педали газа, сцепления, круиз-контроля (если он был активен). 

Ежедневное использование двигателя: Показывает данные за тридцать дней активного использования ТС.  Запись времени запуска двигателя, показания одометра, общая дистанция поездки, расход топлива, экономия топлива, средняя скорость. 

Запись последней остановки: Как отправная точка отсчета, эта запись одна из наиболее важных для реконструкции ДТП, т.к. записываются все параметры автомобиля при последней остановке во время ДТП.  Если эти данные сохраняются, то они дают показания датчиков во время столкновения.  Данные содержат показания датчиков за 45 секунд  до столкновения и 15 после столкновения. На этой странице содержатся данные о: скорости вращения двигателя, скорости автомобиля, торможении, положении сцепления, положении педали газа и круиз контроле, нагрузке на двигатель, а так же все коды активной диагностики неисправностей. (см ниже)

отчет едр

 

 

Жесткое торможение 1 и 2 Электронный модуль контроля содержит две записи торможения. Данные записи аналогичны записи последней остановки, но содержат информацию за более короткий промежуток времени.  Жесткое торможение описано 1-й страницей данных, включающей в себя 1 минуту до торможения и 15 секунд после.  

Информация, которую изготовитель транспортного средства указывает для извлечения данных показан в шестнадцатеричном коде доклада.Шестнадцатеричном раздел данных ЕDR отчет может содержать данные, которые не переведены программой. Модуль управления можетсодержать дополнительные данные, которые не извлекаются системой чтения данных.

Вид 16-ричного кода EDR

0000100C0: 32 46 41 48 50 37 31 57 32 35 58 2A 2A 2A 2A 2A
0000100D0: 2A FF FF FF
000010046: 46 43 43 4E 35 50 37 2E 48 45 58 2A
000010054: 35 57 37 41 41 45 41 2A
0EA000000: 11 02 70 7D 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00
0EA000010: 00 04 08 09 89 01 F9 00 B6 01 A3 00 F8 FF 00 17
0EA000020: 06 04 08 09 82 01 FA 00 C7 01 AA 00 F8 FF 00 F1......