Бизнес-модель - полезный инструмент при стартапе и в действующем бизнесе
Бизнес-модель является важным инструментом в бизнесе.
Это актуально, как при стартапе, так и в действующем бизнесе.
Бизнес-модель помогает с решением нескольких задач.
Стартап
При стартапе ключевыми вопросами являются упаковка бизнес-идеи и поиск Инвестора.
Большая часть неудачных встреч с потенциальными Инвесторами заканчиваются неудачей по следующим причинам:
- низкая глубина проработки идеи (не все важные аспекты учтены);
- плохая упаковка концепции (низкая наглядность);
- много цифр, таблицы Excel;
- высокая конкуренция за Инвестора (необходимость удивить, выделиться на фоне других).
Важно, чтобы Инвестор понимал серьезность вашего подхода к бизнесу, какие бизнес-процессы есть в бизнесе, как решаются основные маркетинговые вопросы (ценностное предложение, сегментация клиентов, каналы продаж).
Действующий бизнес
В действующем бизнесе есть несколько задач, которые можно решать с помощью бизнес-модели.
1) Разработка стратегии развития
2) Выпуск нового продукта/ услуги
3) Продажа бизнеса
В первых двух случаях очень важно проработать детальную концепцию, а начать лучше всего не с математической модели, а с бизнес-модели.
Именно бизнес-модель поможет наглядно увидеть, в чем суть нового направления:
- какие проблем клиентов решает новый продукт/ услуга (ценностное предложение);
- проблемы какой части клиентов будет решать новый продукт (сегменты клиентов);
- каким образом эти клиенту смогут узнать об этом продукте и купить его (каналы продаж).
Только детально ответив на эти вопросы, имеет смысл двигаться дальше и определять:
- что нужно для создания нового продукта (ключевые ресурсы);
- что должно поменяться внутри компании (ключевые бизнес-процессы);
- сколько компании необходимо будет инвестировать средств в создание нового продукта (ключевые расходы);
- какая прибыль при этом получится (источники дохода).
После ответа на все вышеперечисленные вопросы можно уже двигаться дальше и разрабатывать стратегию продвижения и ценообразования, а также более оперативные вопросы.
При продаже действующего бизнеса целесообразно сначала выполнить те же шаги, что и при стартапе.
- разработать бизнес-модель
- разработать бизнес-план.
Отличие будет в том, что действующий бизнес уже может прлдемонстрировать финансовые результаты, в том время, как стартап – это лишь гипотеза, что могут быть такие результаты.
В связи с этим важно иметь подтверждение цифр (финансовые отчеты, выгрузки из CRM).
В конечном счете именно такой подход значительно повысить доверие к бизнесу со стороны потенциального Инвестора.
Итак, резюмируем. Что же такое бизнес-модель?
Бизнес-модель: визуальное представление концепции бизнеса, состоящее из нескольких взаимосвязанных элементов:
1) Ценностное предложение.
2) Сегменты клиентов
3) Каналы продаж
4) Ключевые ресурсы
5) Ключевые бизнес-процессы
6) Источники дохода
7) Источники расхода.
Каждый из элементов является очень важным и его необходимо рассматривать подробнее. Что касается вопроса о том, кто может разработать бизнес-модель?
Разрабатывать бизнес-модель можно самостоятельно, изучив соответствующую методологическую информацию, либо при помощи опытного бизнес-консультанта, который уже обладает этими знаниями и опытом.
В любом случае, решать именно Вам.