Бизнес-модель - полезный инструмент при стартапе и в действующем бизнесе

Бизнес-модель является важным инструментом в бизнесе.

Это актуально, как при стартапе, так и в действующем бизнесе.

Бизнес-модель помогает с решением нескольких задач.

Стартап

При стартапе ключевыми вопросами являются упаковка бизнес-идеи и поиск Инвестора.

Большая часть неудачных встреч с потенциальными Инвесторами заканчиваются неудачей по следующим причинам:

- низкая глубина проработки идеи (не все важные аспекты учтены);

- плохая упаковка концепции (низкая наглядность);

- много цифр, таблицы Excel;

- высокая конкуренция за Инвестора (необходимость удивить, выделиться на фоне других).

Важно, чтобы Инвестор понимал серьезность вашего подхода к бизнесу, какие бизнес-процессы есть в бизнесе, как решаются основные маркетинговые вопросы (ценностное предложение, сегментация клиентов, каналы продаж).

Действующий бизнес

В действующем бизнесе есть несколько задач, которые можно решать с помощью бизнес-модели.

1)    Разработка стратегии развития

2)    Выпуск нового продукта/ услуги

3)    Продажа бизнеса

В первых двух случаях очень важно проработать детальную концепцию, а начать лучше всего не с математической модели, а с бизнес-модели.

Именно бизнес-модель поможет наглядно увидеть, в чем суть нового направления:

- какие проблем клиентов решает новый продукт/ услуга (ценностное предложение);

- проблемы какой части клиентов будет решать новый продукт (сегменты клиентов);

- каким образом эти клиенту смогут узнать об этом продукте и купить его (каналы продаж).

Только детально ответив на эти вопросы, имеет смысл двигаться дальше и определять:

- что нужно для создания нового продукта (ключевые ресурсы);

- что должно поменяться внутри компании (ключевые бизнес-процессы);

- сколько компании необходимо будет инвестировать средств в создание нового продукта (ключевые расходы);

- какая прибыль при этом получится (источники дохода).

После ответа на все вышеперечисленные вопросы можно уже двигаться дальше и разрабатывать стратегию  продвижения и ценообразования, а также более оперативные вопросы.

При продаже действующего бизнеса целесообразно сначала выполнить те же шаги, что и при стартапе.

- разработать бизнес-модель

- разработать бизнес-план.

Отличие будет в том, что действующий бизнес уже может прлдемонстрировать финансовые результаты, в том время, как стартап – это лишь гипотеза, что могут быть такие результаты.

В связи с этим важно иметь подтверждение цифр (финансовые отчеты, выгрузки из CRM).

В конечном счете именно такой подход значительно повысить доверие к бизнесу со стороны потенциального Инвестора.

Итак, резюмируем. Что же такое бизнес-модель?

Бизнес-модель: визуальное представление концепции бизнеса, состоящее из нескольких взаимосвязанных элементов:

1)    Ценностное предложение.

2)    Сегменты клиентов

3)    Каналы продаж

4)    Ключевые ресурсы

5)    Ключевые бизнес-процессы

6)    Источники дохода

7)    Источники расхода.

Каждый из элементов является очень важным и его необходимо рассматривать подробнее. Что касается вопроса о том, кто может разработать бизнес-модель?

Разрабатывать бизнес-модель можно самостоятельно, изучив соответствующую методологическую информацию, либо при помощи опытного бизнес-консультанта, который уже обладает этими знаниями и опытом.

В любом случае, решать именно Вам.

1=2