Экспертиза скорости автомобиля после ДТП
Актуальность такого метода, как графоаналитический, при проведении автотехнической экспертизы, получила новое видение при развитии автомобильной техники и блоков управления, оборудованных функцией записи данных о параметрах движения автомобиля. Как пример приведем иллюстрацию данных записанных функцией EDR блока SRS автомобиля Toyota Corolla:
Построение кривой времени как функции скорости, вычисляя в каждом интервале изменения скорости приращение времени можно представить в виде уравнения: ∆t=∆V/jср Построить кривую времени как функции скорости суммируя отдельные значения ∆t не сложно. По этой кривой определяют значения времени для известного изменения скорости. В экспертной практике это можно использовать для расчета движения автомобиля при торможении его двигателем, как зависимость момента сопротивления двигателя (тормозного момента) Mдв от частоты вращения коленчатого вала ωе.
В простом случае, для перехода от частоты вращения коленчатого вала к скорости автомобиля используют формулу: Va= ωе.r/ uтр где r — радиус ведущих колес в м., uтр — передаточное число трансмиссии. Значение передаточного числа можно получить из публикуемых характеристик автомобиля заводом изготовителем, так, например, для автомобиля Toyota Corolla 2014 года выпуска, данные о передаточном числе будут следующие:
Так, зная передаточное число работы вариатора при соответствующих оборотах двигателя можно получить значение скорости довольно точно. Для этого достаточно провести несколько тестов аналогичного автомобиля в дорожных условиях с подключением к блоку управления коробкой передач, либо получить данные от того же завода изготовителя. Однако в последнее время производители стали отказываться от установки вариаторов, т.к. современные автоматы почти сравнялись с ними по экономичности при более низкой себестоимости. Во время фронтального удара, возникновение ошибки при работе двигателя может сопровождаться записью о числе оборотов двигателя, таким образом, если запись EDR окажется частично повреждена, либо данные о скорости будут стерты, значение величины оборотов двигателя поможет восстановить картину происшествия. Так же следует учитывать наличие ограничителя/регулятора скорости, установленного на автомобиле. При торможении автомобиля двигателем, в реальной дорожно-транспортной ситуации, тормозные характеристики, определенные заводом изготовителем для того или иного автомобиля не соответствуют заводским, так как стендовые испытания как правило производятся при выключенном зажигании и полностью открытой дроссельной заслонке. Таким образом, в реальных эксплуатационных условиях, энергия необходимая для преодоления внутреннего трения в двигателе, меньше, чем определяемая при стендовых испытаниях. Существуют и другие методики определения скорости автомобиля. |