Качество ремонта подвески и его возможные последствия.

Приведем живой пример того как некоторые автомастерские обращаются с автомобилями своих клиентов. В данном случае, речь пойдет о жизненно важном узле подвески - ступичной гайке.

К нам приехал клиент которому "отремонтировали" машину Mitsubishi Outlander в официальном диллерском СТО вот таким неприхотливым способом.

P1170781

Фото 1. Гайка ступицы колеса переднего правого автомобиля Mitsubishi Outlander после замены оригинальной гайки. Видны сточенные края полуоси, резьба не доходит до края гайки, деформируемая юбка ступичной гайки висит в воздухе. Фактически гайка оказалась не закрученной, а вбитой кувалдой, т.к. ее резьба не совпадала с резьбой полуоси. Идиоты из автомастерской не придумали ничего лучше чем сточить на конус резьбу полуоси и применить универсальный инструмент всех автослесарей - кувалду.

FE6E2201

Фото 2. Вот так выглядит оригинальная ступичная гайка автомобиля. Как видите у нее есть фиксатор и край полуоси имеет тот вид ,который ему придали на заводе изготовителе. 

DSC02972

Фото 3. Вот собственно чем занимаются иногда чудо мастера, которые утверждали что ступичная гайка подошла но пришлось ездить за "специальной" леркой и нарезать резьбу. За лерку, в простонародии кувалдометр,  выманили у клиента немало денег кстати. 

DSC02969

Фото 4. Увеличенное изображение ступичной гайки от автомобиля ВАЗ, которую загнали на полуось Mitsubishi Outlander. Холошо видна стружка на остатках резьбы.

В связи с тем, что основные нагрузки на подшипники колеса приходятся в месте крепления ступицы требуется использовать гаечное соединение, как одно из самых надежных. Ступицы и колеса при правильной работе обеспечивают устойчивость автомобиля и безопасность движения в целом с технической точки зрения. Колесо автомобиля крепится к ступице с помощью специальной гайки - ступичной гайки. Ступичные гайки изготавливаются методом горячей ковки из заготовок шестигранника, по размеру подходящего под ключ и маркируются в соответствии с ГОСТ 52628-2006 «Гайки, механические свойства и методы испытаний». Ступичные гайки производятся на специальных автоматических станках с программируемым размером гаек и шагом резьбы. При осмотре ступичной гайки колеса переднего правого автомобиля Mitsubishi Outlander маркировка гайки не обнаружена. Так как ступичные гайки принадлежат к классу «повышенной прочности» и изготовлены из сплава твердых металлов ее поверхность должна быть покрыта специальным напылением, которое способно противостоять негативным факторам внешней окружающей среды в том числе коррозии и иметь маркировку. Исследуемая ступичная гайка особенна еще и тем, что имеет юбку-фиксатор, посредством деформации которой происходит дополнительное крепление к ступице колеса путем завальцовки края юбки. Обычно эту юбку делают из мягкого метала, чаще всего это латуни, однако в исследуемом образце данная юбка изготовлена посредством утончения стенок в верхней части резьбы и сделана из одного и того же метала что не может соответствовать требованиям операции завальцовки, т.к. сплавы твердых металлов имеют жесткую кристаллическую решетку и обладают малой пластичностью при деформациях. Крепление дисковых колес к ступице производится согласно государственным стандартам ГОСТ ;  либо требованиям завода изготовителя согласно которому ступичная гайка выступает в роли основного крепежного средства к опорному фланцу ступицы. В соответствии с ГОСТ - ступичные гайки имеют обязательные характеристики, такие  как класс прочности от 4 до 12, этотпоказатель заставляет завод иготовитель применять металл шпильки более низкой прочности, что важно, так как при высоких нагрузках разрушение придется на внешнюю сторону гайки, сохранив тем самым резьбовое соединение.  Необходимый зазор между шпилькой фланца и крепежным отверстием для централизации колеса обеспечивается непосредственно ступичной гайкой. Учитывая вышеизложенное, использование ступичной гайки без маркировки может привести к повреждению узла – а именно повреждению шпильки что можно было бы наблюдать в данном случае. Но в данном случае, этот естественный процесс опередили умелые руки мастера.

При демонтаже установленной неоригинальной гайки обнаружено повреждение резьбы ступичной гайки т.к. ее шаг резьбы и направление резьбы не совпадали с шагом резьбы и направлением резьбы полуоси.

Таким образом можно утверждать, что операции выполненные автомастерской не соответствуют требованиям ГОСТ Р51709-2001 Транспортные средства, требования к безопасному техническому состоянию и методы проверки, а так же Руководству по организации диагностирования легковых автомобилей на СТО системы “Автотехобслуживание” РД 37.009.010-85 что привело к повреждению полуоси передней правой при установке ступичной гайки не соответствующей конструкции автомобиля путем забивания ее кувалдой.

Вот так, смотришь иногда на рекламу СТО, красивая она, дорогая. И знаешь, что в самом СТО могут работать такие вот "Кулибины". Чтобы было наглядно понятно к чему может привести такой ремонт - вот фотография последствий ДТП в котором открутилась ступичная гайка. 

IMG_4533