Метод описания повреждений ТС, код CDC стандарта SAEJ224MAR80.
Метод описания повреждений ТС, код CDC стандарта SAEJ224MAR80.
Классификация деформаций от столкновений ТС по кодировке SAE J224 MAR80 CDC. Кодировка деформаций по столкновениям состоит из семи цифр трехмерного кода, указывающих направление и силу столкновения, расположение деформаций и повреждений. Вертикальное положение, тип распределения повреждений. Максимальную степень проникновения следообразующего объекта в кузов автомобиля.
В оригинале «Синей книги оценки автомобилей» Д.Гриффитса, опубликованной Butterworths в разделе «Основных точек столкновения» (стр.16-18.) приводится 12 примеров диаграмм указывающих на:
1) Площадь повреждений ТС по отношению к центральной оси ТС;
2) Направление удара, которое связано с «PDOF» - главным направлением сил;
3) Степень тяжести удара.
Гриффитс утверждает, что описания должны быть максимально реалистичными, а не преувеличенными. Допустимо, однако, давать комментарии в стиле «тяжелого характера» или «очень тяжелого характера». К сожалению, большая часть такой классификации слишком упрощена. Теперь все что мы можем использовать – это стрелка указывающая на схематически изображенное ТС и комментарии редко подписанные «умеренное повреждение», или «сильное повреждение». Если кто то попытается использовать эту информацию для установления истинного положения дел, то она попросту окажется бесполезной и понизит достоверность всего отчета.
В коде CDC значение записи - 12FDEW3 имеет реальный смысл. В любой стране стандарт SAEJ224MAR80 понятен специалисту, и например код 12FDEW3 более понятен, нежели простое схематическое описание и комментарий. Никто не сможет определить степень тяжести по описанию «очень сильный», напротив, если посмотреть кодировку CDC - 12FDEW3 то:
12 – направление стрелки часов по PDOF;
F – место повреждения;
D – конкретное место повреждения детали в боковой части ТС;
E – конкретное место повреждения в верхней части ТС;
W – тип распределения повреждения;
3 – максимальная степень вдавливания (от 1 до 10) по направлению к центру ТС.
Ниже я приведены несколько примеров кодов, которые вы можете использовать при описании повреждений ТС.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕФОРМАЦИЙ ПРИ СТОЛКНОВЕНИЯХ
Эта легкая справочная таблица может быть использована при осмотре ТС. Все записи в представленной ниже кодировке можно использовать при составлении отчета. Часы являются основным показателем направления удара, например 06 = задний.
Рис.1 Выбор направления удара
Рис.2 Выбор места деформации
Рис.3 Выбор места повреждения
Классификацией СDC являются семь символов кода, описывающих повреждение ТС. Символы, использованные в кодировке CDC, определяют основные показатели – направления деформации ТС, сила деформации, форма и характер деформации и т.п. Для более точного определения направления удара, можно использовать градусы вместо часов.
Рис.4 Расшифровка кодировки СDC
Первые две цифры кода СDC показывают основное направление приложения силы к кузову ТС, вызвавшее деформацию и смещение металлических деталей кузова поврежденного ТС. Основное направление приложения сил определяется суммой векторов нормали и касательной к поверхности ТС в зоне деформации. Две первые цифры кода CDC обозначают час вектора на обычном циферблате часов (см. Рис.1) и называются – направлением удара. Например 12:00 указывает на лобовой удар, 6:00 указывает на удар сзади, 3:00 и 9:00 на перпендикулярный удар справа и слева соответственно. Углы между этими значениями отмечены соответствующим образом. Особо следует обратить внимание, что направление удара определяется двухзначным числом. Т.е. «06» должно быть введено через ноль. Следует отметить так же, что угол приложения сил через каждый час определяется с точностью до 30 градусов. (Рис. 5)
Рис.5 Определение основного направления приложения сил
Рис.6 Соотношение между часами и углами направления удара
Рис.7 Выбор места деформации
В третьем столбце кода CDC устанавливаются общие области повреждения ТС передней, правой или левой сторон, при этом верх или низ ТС так же может быть поврежден.
Рис.8 Выбор протяженности или бокового расположения деформаций ТС – 4-ая колонка кода CDC
РАСПОЛОЖЕНИЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ
Распределенная – боковая или торцевая D
Левая – передняя или задняя L
Центральная – передняя или задняя С
Правая – передняя или задняя R
Передняя – левая или правая F
Боковая средняя часть – левая или правая Р
Задняя – левая или правая B
Боковой или торцевой - F + P или L + C Y
Боковой или торцевой - B + P или R + C Z
При выборе протяженности и расположения деформаций (распределенная, левый, центральный, правый и т.д.) его можно рассматривать через значение 3-й колонки кода CDC для определения конкретного продольного или поперечного расположения деформации (см.Рис.7)
Рис.9 Выбор вертикальной локации повреждений – 5-ая колонка кода CDC
Эта запись также соотносится с колонкой 3 и относится к вертикальной характеристике повреждений (рис. 9).Запись (A, H, E, G, M, L или W) является необходимым для кодирования CDC.
Вертикальное расположение: спереди, сзади или сбоку КЛАССИФИКАЦИЯ
ВСЕ А
От рамки к верхней части автомобиля Н
Все что ниже верхнего уровня пенок дверей Е
Все что выше верхнего уровня пенок дверей G
И т.д.
Колонка 6 кода CDC показывает тип и распределение повреждения.
Общий тип удара или ДТП определяется в колонке 6 кода. Некоторые записи могут быть неправильно интерпретированы, скользящий удар, один или несколько ударов (К), определяется ширина воздействия на поверхность кузова ТС, узкое – до 410 мм, или широкое, которое определяется на основе табличных данных (совместно с анализом продольных и поперечных деформаций в 4-м столбце).
6-я колонка кода CDC
Тип |
Классификация |
Глобальное воздействие Узкая область воздействия Скользящий удар Опрокдывание (включая опрокидывание на бок) Угловой (распространяется из угла в= <16 дюймов (410 мм) Деформации ударного типа (от нескольких столкновений) Нет остаточной деформации |
W N S О Е К U |
Рис.10 Описание 7-й колонки кода CDC
Рис.11 примеры кодировки CDC
Подготовленно по материалам Edward Allen IEng EJ Allen Associates (перевод Тюлькин Е.В.)