Обзор рынка грузового транспорта за первое полугодие 2015 года
Экономическая ситуация в России повлияла на все виды бизнеса. Не обошел стороной кризис и производителей грузового автотранспорта и спецтехники.
С уменьшением покупательской способности, уменьшается и спрос на производимые товары, соответственно осуществляется значительно меньше перевозок, таким образом и потребность в грузовом автотранспорте снижается.
Пострадало и строительство, объемы в первом квартале 2015 года, упали почти до 5%. Часть строительных объектов были заморожены, в связи с недофинансированием, вследствие чего потребность в спецтехнике значительно уменьшилась.
В марте 2015 года было продано на 49,7% грузовых автомашин меньше, чем в марте 2014 года.
Компания Volvo Trucks в связи с кризисом, в феврале текущего года приостановила производство грузовых автомобилей в Калуге, при этом под сокращение попало примерно 30% сотрудников.
Продажи новых грузовых автомобилей в России за март 2014/2015г.
Однако есть и такие компании, продажи которых выросли, так ISUZU в марте 2015 года продали на 5,9% больше грузовых транспортных средств, чем за тот же период прошлого года.
Продажи подержанных большегрузных автомобилей в марте 2015 года выросли на 4,1%, относительно того же периода прошлого года, например, КАМАЗ с января по март 2014 года было продано 24 509 единиц, а в 2015 году за те же месяцы 25 869, что на 5,5% больше.
«КАМАЗ» и «УРАЛ» были лидерами в долгосрочных государственных программах и тендерах, так заводу КАМАЗ были выделены государственные гарантии под выпуск облигаций в размере тридцати пяти миллиардов рублей.
При складывающейся экономической ситуации российские производители будут страдать меньше, так как себестоимость отечественной техники при нестабильности национальной валюты практически не возрастет в отличие от иностранных компаний производителей, соответственно увеличится спрос на более дешевые грузовые автомобили. Кроме того, планируется принять меры, направленные на защиту российских производителей грузовых транспортных средств, таких как:
1) Оптимизация налогового бремени путем внесения необходимых изменений в Налоговый Кодекс Российской Федерации. В частности предполагается введение дифференцированной ставки транспортного налога в зависимости от возраста или экологических классов транспортных средств. Продекларировано намерение предоставить налоговые льготы отечественным производителям автомобильной и специальной дорожной техники, а также ее компонентов;
2)Ограничение срока службы для автомобилей, осуществляющих перевозки опасных грузов;
3) Ограничение процентных ставок и дотации выплат процентов по заключённым договорам лизинга на новое технологическое оборудование для переоборудования предприятий, выпускающих грузовые транспортные средства и комплектующие для них;
4) Разработка программы развития производства отечественных комплектующих изделий на период до 2022 года. В целях обеспечения конкурентных преимуществ отечественной техники;
5) Ужесточение процедуры контроля над импортируемыми транспортными средствами, в соответствии с установленными требованиями безопасности;
6) Поддержка экспорта отечественной продукции тяжелого автомобилестроения за счет компенсации стоимости доставки коммерческой техники российского производства до конечного покупателя из бюджета станы, снижение стоимости страховки экспортных контрактов, компенсации ввозных и ограничительных пошлин стран-импортеров.
Комплекс указанных выше экономических мероприятий может положительно сказаться на отечественных производителях грузового автотранспорта, которые по цене и качеству приближаются к мировым производителям и постепенно займут высвободившийся сегмент рынка, что в долгосрочной перспективе повлечет рост отечественной промышленности. Однако насколько долгим будет этот процесс никому не известно.
Яна Сабаевская для ООО "Кит оценка"