Обзор рынка шин за первое полугодие 2015 года
Стоимость шин в 2015 году возрастает до 30%, а спрос сокращается на 20%. Это связанно с нестабильностью национальной валюты, а также со значительным спадом объема продаж на рынке автотранспорта.
В 2014 году отечественные производители шинной продукции сократили выпуск почти до двадцати семи миллионов штук, на 4,5% по сравнению с 2013 годом. Спрос на шины класса «А» и «В» снизился на 5%, объем производства шин в России за прошлый год упал на 15%. Большим спросом пользовались недорогие шины нижней и средней ценовой категории, а также продукция китайских и корейских поставщиков. Азиатские компании в 2014 году были более активными участниками российского шинного рынка по классу «С».Аналогичная картина сложилась и для европейских производителей шин всех классов. Следует отметить тот факт, что азиатские производители шин существенно улучшают качество продукции, которая по итогам первого полугодия 2015 года фактически переместилась в класс «В». В ответ на это, европейские производители сделали ставку на увеличение объемов продаж бюджетных брендов, например, таких как словацкий Matador, входящий в концерн Continental.
Максимальное число сделок купли-продажи данной продукции происходит на вторичном рынке. Согласно данным экспертов он составляет порядка 80% от общего числа продаж. Так в 2014 году продажи торгового дома «Кама», который является генеральным дистрибьютором ПАО «Нижнекамскшина», увеличились почти в два с половиной раза. Избежать катастрофических последствий падения спроса стало возможно благодаря высоким уровням продаж автотранспорта в предыдущие годы.
В 2015 году объем производства на Воронежском шинном заводе увеличится почти до двух миллионов (в 2014 году около полутора миллионов), «Нижнекамскшина» планирует выпустить более десяти миллионов шинной продукции (в 2014 году почти девять миллионов).
Например, «Нижнекамскшина» производит шины таких марок, как VIATTI, KAMA и KAMA euro. В 2014 году было экспортировано почти в два с половиной раза больше шин, чем в 2013 году, а продано в 1,7 раз больше, сформировался существенный товарный запас, который будет определять объемы производства в текущем году. Учитывая общее подорожание себестоимости продукции, полученная маржа может быть направлена на модернизацию и развитие производственного комплекса производителей на российском рынке. Однако делиться с участниками рынка подобными планами производители не спешат.
Общее потребление (включая производство и импорт) шин в год, для легковых транспортных средств в России составляет около пятидесяти миллионов штук. Специалисты прогнозируют рост цен на импортные шины порядка 50%, в то время как отечественные не более чем на 25%. Возможно это приведет к переделу рынка сбыта в пользу отечественных производителей, особенно учитывая планируемую государственную поддержку в рамках программы импортозамещения.
В этом году только те производители смогут остаться и укрепиться на рынке, которые смогут адаптироваться к нестабильным условиям. Для этого производители должны поменять ценовую стратегию, активно развивать продажи за счет локальных производственных мощностей, увеличивать ассортимент шинной продукции всех ценовых категорий.
Падение спроса на автомобили сильно повлияет в первую очередь на продажу зимних шин, так как они напрямую зависят от рынка автотранспорта. Что касается летних шин, то здесь ситуация более стабильная.
Именно подготовкой к ценовому демпингу можно объяснить внезапное увеличение товарного запаса некоторых производителей в 2014 году. Правильная ценовая стратегия помогает им увеличить долю рынка сбыта, даже в условиях общего падения объемов продаж шин и колес. Немногие могут ответить на вопрос кому достанется рынок в 2015 году, однако уже сейчас становится понятна общая тенденция рынка шин. Именно наличием больших товарных запасов можно объяснить тот факт, что структура продаж изменилась и теперь, вместо огромного количества торговых точек на рынке начинают доминировать немногочисленные крупные специализированные магазины.
Специалисты отмечают рост продаж шин через интернет магазины – это почти 25% в 2014 году от общего числа продаж. Учитывая, что Россия вышла на первое место в Европе по использованию сети интернет еще в 2012 году, можно прогнозировать рост данного вида продаж и дальше. Растет конкуренция среди интернет-магазинов.
Все больше граждан России отдают предпочтение автомобилям с диаметром колес не менее семнадцати дюймов, отсюда становятся наиболее востребованы шины с соответствующим диаметром.
Замена автомобильных шин производится примерно раз в 3-4 года, сейчас пришло время «переобуться» автомобилям 2011 и 2012 годов выпуска. Как известно в этот период времени было продано рекордное количество автомобилей, так в 2012 году нашли своего покупателя почти три миллиона автомобилей, а в 2011 году более двух с половиной миллионов. Это безусловно может положительно сказаться на рынке автомобильных шин, однако нестабильная экономическая ситуация будет сдерживать потребительскую активность.
Все эти факторы могут привести к равновесию, но безусловно рыночная структура изменится, изменятся и доли брендов на рынке. Будет вестись активная ценовая конкуренция. В целом рынок по производству шин будет непредсказуем.
Яна Сабаевская для ООО "Кит оценка"