Обзор стоимости реставрации
Реставра́ция (лат. restavratio — восстановление) — комплекс мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры, обеспечение возможности в дальнейшем открыть его новые, неизвестные ранее свойства.[1]
История реставрации станковой масляной картины — это часть истории появления и развития техники масляной живописи. В российскую художественную практику живопись маслом стала внедряться лишь в XVII веке.
Препятствовали распространению техники масляной живописи в России культурная изоляция от Европы и неприятие всего иностранного. В то время в России светская живопись была не так востребована и практически не распространена, русские иконописцы работали в технике яичной темперы. Только в петровское время, когда стали крепнуть культурные отношения с Европой, в Россию пошел поток иностранных художников, владевших данной техникой, со всеми материалами и техническим оснащением.
Возросшая потребность русского дворянства и аристократии иметь произведения светской живописи способствовала быстрому темпу освоения русских художников масляной техники в XVIII веке. Но несмотря на то, что техника уже более-менее прижилась у художников, они еще не были готовы познать принципы реставрационных работ. В основе развития отечественной реставрации стоит приезд Европейских художников, которые владели данным делом.
В начале XVIII столетия в Европе происходит зарождение и развитие технических реставрационных методик, направленных на сохранение оригинального произведения искусства. Одной из первых была методика дублирования, которая заключается в укреплении основы живописного произведения. При дублировании на работу с обратной стороны подклеивают новый холст, что помогает продлить жизнь произведению. Особое внимание при этой технологии уделялось рецептуре клеящих составов. Обычно использовались клейстеры, приготовленные из ржаной, пшеничной или картофельной муки.
Одной из самых сложных и опасных техник (для художественного произведения) реставрации считается операция по переносу живописи с одной основы на другую (с дерева на холст), разработка ее относится к первой половине XVIII столетия. Для этого красочный слой картины предварительно заклеивали несколькими слоями ткани, затем деревянную основу постепенно утоньшали до полного ее удаления. После этого ткань с наклеенным на нее красочным слоем переносили на грунтованный или негрунтованный холст. Технология перевода станковой масляной живописи на другое основание нашла применение сначала лишь в Италии и Франции, откуда она распространилась по всей Европе.
Так как технология перевода представляла опасность для художественного произведения, был разработан еще один прием технической реставрации – паркетирование -не удаление деревянной основы, а исправление ее дефектов с помощью паркетной рамы.
В России реставрация живописи тесно связана с Эрмитажем, а именно с прибытием в Петербург в 1743 году по приглашению Елизаветы Петровны двух художников. Георга Христофора Гроота и Луки Конрада Пфандцельта. Через некоторое время Гроот оставил должность реставратора, а Пфандцельт осуществил перевод картины (Кранаха «Христос и блудница») с деревянной доски на медную, чем заслужил еще большую популярность. Ведь для того времени в России эта методика казалась невозможной, она только начинала изучаться в Европе. Деятельность Пфандцельта была высоко оценена русской художественной общественностью.
На начало XIX века единственным реставрационным заведением на тот момент была мастерская Эрмитажа. Андрей Филиппович Митрюхин стал руководителем первой реставрационной школы. Он был мастер – экспериментатор, который успешно освоил технические приемы по переводу картин на новое основание, считавшиеся тогда высшим реставрационным мастерством.
Также главным достижением Мирохина в его изысканиях считается применение клейстера, основанием которого служил плавательный пузырь рыб осетровых пород («рыбий», «осетровый» клей). До этого момента в России он применялся только иконописцами чтобы изготавливать грунт для икон, но никогда в реставрации масляной живописи. Этот клеевой материал и в настоящее время применяют в качестве укрепляющего средства и во многих вспомогательных операциях при реставрации.
В XX веке произошли серьезные изменения в реставрации станковой масляной живописи. Связано это, впервую очередь, с общим техническим и материальным прогрессом в то время. Также появляется практика предреставрационных исследований, что преобразовали реставрацию из ремесленной дисциплины в прикладную науку.Особую роль в реставрационной практике сыграли исследования, проведенные с помощью инфракрасного, ультрафиолетового и рентгеновского излучения, физико-химические исследования, и микрофотографирование. Эти методы до сих пор используются, и помогают изучить всю структуру картины: грунт, красочные слои, основу, и пр. Что в свою очередь позволяет точно распланировать ход реставрации, выбрать подходящие материалы, соответствующие первоисточнику.
В международной среде были разработаны и закреплены документально важные идеи, посвященные этике, процессам реставрации; а также профессиональные стандарты в области охраны и реставрации материального наследия – «Кодекс этики и стандарты практики», «Венецианская Хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест», «Руководство по консервационной практике», «Консерватор-реставратор: определение профессии».
Современные синтетические полимерные материалы, которые активно использовались в реставрации с 60-х годов, значительно увеличили ареал устранения повреждений произведений искусства, в том числе в станковой масляной живописи. Благодаря высокой адгезии, эластичности и прочности новых материалов, появилась возможность выполнять более сложные технологические операции. Данные материалы используются в реставрационной практике как укрепляющие составы для красочного слоя, грунта и красок.
Технический прогресс повлиял не только на материалы, но и на технические приспособления для реставрационной работы. Например, внедрялись новые подрамники, инструменты и технологическое оборудование.
Современные технологии и материалы, а так же инструментарий реставраторов, отвечающие уровню культуры реставрации XXI века и уже вошедшие в реставрационную практику нового времени, позволяют не только выйти на новый уровень технологий реставрации, но и по-новому определять этичность и эстетику их применения. Что в достаточной степени меняет оказываемое влияние на результат работы и дальнейшее развитие методологии реставрации.
Сегодня, благодаря всем достижениям теории и практики реставрации станковой масляной живописи, все более и более доминируют предпочтения консервации над активной реставрацией. В течении XX века реставраторы и исследователи живописи общими усилиями накопили обширные знания по истории технологии станковой масляной живописи и ее материалах. Эти знания позволили понять то, что каждый памятник уникален не только своими художественными особенностями, но и материалами и приемами, использованными в нем. Современная реставрация своей первоочередной задачей видит долг сохранения этой уникальности во всех ее проявлениях для последующих поколений. О серьезности нового подхода к практической реставрации свидетельствует повсеместное создание ряда специализированных реставрационных центров и научно-исследовательских институтов: Международного института консервации с центром в Лондоне при Национальной галерее; Международного исследовательского центра в Риме по сохранению и реставрации культурных ценностей; Королевского института художественного наследия в Брюсселе и др. В нашей стране учреждениями подобного рода являются Государственный Научно-исследовательский институт реставрации и Реставрационная мастерская имени академика И.Э. Грабаря.
За последний век реставрация трансформировалась в научную дисциплину и началась подготовка специалистов высшей квалификации. Реставрацию следует воспринимать как комплексную науку, сочетающую компетенции нескольких профессий. Реставраторы могут подготовить и осуществить научно-исследовательские работы по памятнику, составить проект и разработать методику реставрации, подготовить научно-проектную документацию и осуществить реставрационные работы согласно действующему законодательству
2. Виды реставрационной деятельности
Реставрация картин является одним из самых сложных видов деятельности. К каждому произведению подбирается свой подход к реставрациии консервации. Для каждого произведения вырабатывается определенная методика работы. Все усилия сводятся квосстановлению живописного произведения с минимальным вмешательством в авторский замысел, строго следуя выработанной методике.
В России есть несколько видов реставрационной деятельности. Первый – научный, это музейная реставрация. Целью которого является консервация монументальной живописи, т.е. сохранение произведения в текущем виде.
Работники реставрации придерживаются профессионального кодекса, и определенных принципов, которые сложились за все время музейной практики.
Принципы современного научного подхода к реставрации:
- минимальное вмешательство в исторический материал произведения с максимальным его сохранением;
- обоснованность и определение любого реставрационного вмешательства;
- научность;
- археологическая реставрация;
- стилистическая реставрация;
- историзм.
В музейной практике широко применяется комплексный подход к сохранению произведений монументального искусства: наблюдение, оценка состояния и прочности конструктивных элементов, меры по профилактике и полная, научно-обоснованная реставрация, включающая обследование, экспертизы с целью выявления причин разрушения и разработку методов и технологий их устранения. При этом основным принципом реставрации является предыдущий опыт, критическая оценка результатов, и следование основным постулатам Международной хартии по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест (Венецианской хартии), ориентирующим реставраторов на взаимодействие с хранителями, научными сотрудниками, со специалистами различного профиля.
Формирование основных принципов реставрации масляной живописи и развитие реставрационной практики в музее тесно связаны с именем художника Д.Ф.Богословского. В своем докладе на II Всероссийском съезде художников в 1912 году он подчеркивал: «Основная задача реставрирования заключается в том, чтобы сохранить данное художественное произведение, данную картину в том виде, как она есть в данный момент, остановив дальнейшее ее разрушение». Эту основную цель реставрации он дополнил мыслью о возможном повреждении живописи в процессе удаления лака. Тем самым Д.Ф.Богословский уже тогда ставил важную и по сей день проблему авторского слоя картины. Полагая, что «реставратор прежде всего должен быть художником», он считал необходимым изучать и учитывать химические и физические свойства материалов живописи, совершенствовать технику их исследования.
Второе направление в реставрации – коммерческое. Главная цель коммерческой реставрации — вернуть предмету его функционал, а именно
изучение и введение предмета в коммерческий оборот. Форма коммерческого оборота может быть разной: продажа, аренда, обмен. Для этого используются: оперативная консервация, реставрация, реконструкция, воссоздание.
Коммерческую реставрацию заказывают частные владельцы. Обычно это работы 19 или начала 20 века. Качество работы зависит от заказчика, его желаний, найденного реставратора, их договоренностей. Заказчик может даже попросить дорисовать то, чего автор не задумывал.
Специалисты, занимающиеся коммерческой реставрацией, могут работать в реставрационных мастерских и антикварных салонах. Некоторые реставраторы занимаются частной практикой или открывают собственные мастерские. Иногда они покупают предметы искусства для восстановления, а потом выставляют на продажу в частные коллекции и музеи отреставрированные образцы.