Оценка деловой репутации (гудвилла)

Оценка нематериальных активов, оценка гудвилла (деловой репутации).

 

Являясь одним из неидентифицируемых активов, гудвилл как элемент бизнеса представляет собой совокупность качеств, которые заставляют потенциального потребителя покупать товар у конкретной фирмы. Сама деловая репутация при этом зачастую неразрывно связана с товарным знаком предприятия или его брэндом. Эта совокупность качеств позволяет получать сверхприбыль и может быть оценена как нематериальный актив предприятия.

Во всем мире стоимость деловой репутации или гудвилл оценивается и принимается на баланс предприятия как в форме оценки роли руководителя предприятия, так и при выделении доли деловой репутации при получении доходов выше чем отраслевые показатели в среднем при правильно проработанной маркетинговой стратегии развития бренда. В России деловая репутация в структуре нематериальных активов определена в ст. 150 ГК.РФ.

Самый яркий пример, раскрывающий суть такого понятия как «гудвилл» - это сделка по слиянию или поглощению компании, при которой отдельные компании могут быть приобретены по цене большей, чем стоимость суммы ее активов. Т.е. нематериальная сторона активов предприятия как выражение доброй воли (дословный перевод английского слова Goodwill) покупателя и его готовности купить активы по цене большей их суммарной стоимости, которая коренным образом может изменить стоимость всего бизнеса.

 

Нельзя отрицать тот факт, что гудвиллом может быть даже выгодное расположение предприятия на местности. Это так же может дать компании прибыль превышающую отраслевую норму. Большинство западных оценщиков относят к этому понятию такие факторы как квалификация персонала или руководства компании. Так же это может быть эксклюзивная технология производства, защищенная патентом. Яркий пример тому производство блоков SRS и оборудования для его чтения компанией Bosch, которое защищено патентом производителя. Однако во многих странах такое патентное ограничение имеет определенный срок, после которого оно перестает действовать.

В России существуют ПБУ где гудвилл определяется как разница между рыночной стоимостью активов компании и покупной ценой при совершении сделки купли-продажи и т.п.

Оценка такого нематериального актива как гудвилл – это прежде всего определение всех совокупных свойств и качеств элементов бизнеса, которые непосредственно влияют на получение дополнительной прибыли. Все это требует от оценщика максимального понимания структуры бизнеса и всех процессов производства того или иного продукта. Оценщик не знакомый с данным видом производства вряд ли может самостоятельно выделить основные приоритеты исследования объекта оценки и потратит гораздо больше времени только на то чтобы разобраться во всех тонкостях бизнеса при оценке данного нематериального актива.  Однако даже в этом случае, можно выделить те нематериальные активы которые легко идентифицировать и оценить отдельно вычленив таким образом саму деловую репутацию и ее стоимость.

Если у Вас есть вопросы по оценке нематериальных активов, то вы можете позвонить по телефону 924-05-01