Перекрестки запрограммированные на убийство.
Рассмотрим организацию дорожного движения на одном из перекрестков г. Всеволожска с пересечением железнодорожного переезда.
Если вспомнить, что на территории РФ действует п. 3.3.2 ГОСТ Р 50597-93. «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», то следует обратить внимание на то, что на неохраняемых железнодорожных переездах, коих у нас конечно не так уж и много, водители автомобилей и прочих средств передвижения, должны видеть поезд в обе стороны не менее чем на 100 метров с расстояния не более 50 метров от ближайшей шпалы, в соответствии с нормами таблицы 1.
Таблица 1
Скорость движения поезда, км/ч |
121-140 |
81-120 |
41-80 |
26-40 |
25 и менее |
Расстояние видимости, м, не менее |
500 |
400 |
250 |
150 |
100 |
А если учесть п. 5.17 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги (с Изменениями 2-5)», который прямо указывает на то, что если пересечение автодороги и железнодорожного пути находится на одном уровне и при условии что переезд неохраняется, то видимость для безопасного проезда автотранспорта должна быть обеспечена для возможности полной остановки перед приближающимся к переезду поездом не менее чем за 400 м, а машинист поезда мог видеть середину переезда не менее чем за 1000 м.
Видимость на расстоянии около 50 метров до железнодорожного переезда (см. фото 1), который находится слева по ходу движения транспортного средства.
Нам следовало бы напомнить ответственным лицам про п. 3.5 ЦП – 566 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, где сказано, что стойки шлагбаумов а так же мачты светофоров переездной сигнализации, перил и направляющих столбиков и ограждений, следовало бы располагать не менее чем за 0,75 м от кромки проезжей части дороги, и что направляющие столбики, которые обязательно должны быть с обеих сторон, устанавливают через каждые полтора метра на расстоянии от двух с половиной до шестнадцати метров от края рельс. Если присмотреться к фотографии ниже, то мы увидим так же нарушение п. 8.2.2 ГОСТ Р 52289-2004, который и регламентирует установку сигнальных столбиков которых на этом перекрестке явно недостаточно, несмотря на то, что переезд находится практически в центре Всеволожска. На фото 2 видно явное нарушение данного пункта ГОСТ.
Фото 2. Сигнальные столбики на железнодорожном переезде
Следует так же помнить, что согласно требованию ГОСТ Р 4.5.2 50597-93, и сигнальные столбики и расположенные там же маяки должны быть отчетливо видны даже в светлое время суток с расстояния не менее 100 м. На фото 2 и фото 3 указанные сигнальные столбики слабо различимы с расстояния менее 30 метров.
Фото 3. Слияние дорожных знаков 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума» и 3.13 «Ограничение высоты» со знаками 2.1 «Главная дорога» и 8.13 «Направление главной дороги»
Если приглядеться к фотографии 2, то становится очевидно, что светофор повернут таким образом, что его можно не разглядеть под тем углом которым он повернут к дороге, а ведь согласно п. 4.3 ГОСТ Р 52289-2004, знаки и светофоры должны быть установлены таким образом, чтобы участники дорожного движения могли их увидеть, кроме того, светофоры не должны быть закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, опорами наружного освещения, зелеными насаждениями и т.п.). На фото 3 представлено нарушение требований данного пункта, а именно дорожные знаки 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума» со знаком 3.13 «Ограничение высоты», которые заслоняют знаки 2.1 «Главная дорога» и 8.13 «Направление главной дороги». На фото 4 представлены те же знаки, но уже при ближайшем рассмотрении.
Фото 4. Слияние дорожных знаков 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума» и 3.13 «Ограничение высоты» со знаками 2.1 «Главная дорога» и 8.13 «Направление главной дороги» при ближайшем рассмотрении
Так же на фото 3 и 4 можно обнаружить нарушение требований п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2004, согласно которому расстояние видимости знака должно быть не менее 100 м.
По п. 5.2.2 ГОСТ Р 52289-2004, предупреждающие знаки, кроме знаков 1.3.1-1.4.6, 1.34.1-1.34.3, устанавливают в населенных пунктах на расстоянии от 50 до 100 м до начала опасного участка в зависимости от разрешенной максимальной скорости движения, условий видимости и возможности размещения. По п. 5.2.5 того же ГОСТ, дорожный знак 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума» устанавливают перед всеми железнодорожными переездами, соответственно оборудованными или не оборудованными шлагбаумами. Знаки дублируют на дорогах с одной полосой, если расстояние видимости переезда в населенных пунктах менее 100 м. Нарушение данного пункта можно заметить на фото 1.
Согласно п. 6.2.3 ГОСТ Р 52289-2004, разметку 1.1 применяют перед перекрестками и железнодорожными переездами, а именно не менее чем за 20 (40) м от разметки 1.12, а также перед железнодорожными переездами на протяжении 100 м от ближнего рельса.
По п. 6.2.14 того же ГОСТ на железнодорожных переездах дорожную разметку 1.12 наносят на расстоянии 5 м от шлагбаума или светофора.
Как видно на всех представленных выше фотографиях, на данном опасном участке дороги дорожная разметка полностью отсутствует, а основные пункты ГОСТ либо частично, либо полностью игнорируются.
На рис. 1 представлен рисунок из ГОСТ Р 52289-2004 с примером нанесения дорожной разметки участка дороги на подъезде к железнодорожному переезду.
Рис. 1. Пример разметки участка дороги на подъезде к железнодорожному переезду
Не знаю чем там руководствуются дорожные службы города Всеволожска, но ситуацию на этом перекрестке автомобильной и железной дороги нужно срочно менять. Хотя бы привести прилегающую территорию и дорожную среду в соответствие с требованием ГОСТ и технических регламентов.
Причиной ДТП на железнодорожном переезде может послужить не только невнимательность водителя, но и неправильно организованная дорожная среда. В прошлом году в Ленинградской области было множество дорожных происшествий на железнодорожных переездах, как с пешеходами, так и с автомобилями. И если по какой то причине вы оказались участником этого смертельно опасного происшествия, то прежде чем согласиться со своей полной виновностью в ДТП, следует обратиться к нашим экспертам, которые могут проанализировать такой фактор в автотехнической экспертизе, как состояние дорожной среды. И еще не факт, что виноватым окажется водитель или пешеход, а не должностное лицо, в ведении которого данный переезд находится.