Помощник ОСАГО
Программный продукт для водителей созданный в 2014 году экспертами по анализу ДТП. Изначально предназначался только для экспертов и имел модули расчета аварийности по сегментам улично-дорожной сети (УДС). В последствии в программу вошли модули расчета причин ДТП. Впервые для широкой публики была показана благодаря телеканалу информационного агентства "АЖУР". В ходе видеоинтервью основатель проекта - Евгений Тюлькин, показал рабочий прототип программы для водителей и ответил на некоторые вопросы журналиста[1].
В последствии данный проект вырос в онлайн сервис с отдельным доменным именем и в 2015 году попал в акселератор ФРИИ, где стал одним из финалистов Startup Demo Day ФРИИ. В силу некоторых причин основатели проекта отказались от продажи части проекта фонду ФРИИ несмотря на очень тесный контакт основателя и представителей фонда.
Для развития продукта команда проекта была приглашена в бесплатный акселератор ИТМО[2], где с 2017 по 2018 год проходила программа обучения команды проекта, что повлияло на концепцию продукта и существенно улучшило ее содержательную и выразительную часть. Был разработан товарный знак и подана заявка на его регистрацию. Параллельно с этим разрабатывалась техническая документация и был создан новый лэндинг онлайн программы для водителей.
Тепловая карта мест концентрации ДТП сфомированная пользователями программы.
Неожиданно для разработчика ПО на проект обратили внимание представители Фонда Бортника, которые предложили основателям проекта подать заявку на получение гранта поддержки по программе СТАРТ1. Подав документы на эту программу, основателям и разработчикам продукта, имеющим несколько десятков апробаций концепции и программы на международных научных конференциях и собственную научную лабораторию, пришел отказ в финансировании по причине "ненаучности проекта". Тем не менее, совершенно неожиданно для основателей проекта, их тексты и концепция, а позже и наименование, перекочевало в государственный проект анонсированный ЦБ РФ. Представители ЦБ РФ неоднократно консультировались у разработчика по перспективам продукта[3], однако впоследствии все контакты были прекращены и ЦБ РФ официально открещивалось от этих переговоров.
Основной причиной разногласий разработчика ПО и представителей ЦБ РФ была системная уязвимость предложенной ЦБ РФ схемы интеграции действующего ПО включающая в себя более нескольких десятков уязвимостей мобильного приложения, ставящих личные данные пользователей, а так же данные денежных счетов пользователей под угрозу, о чем разработчик предупреждал представителей банка. Параллельно с этим, в 2018 году, к разработчикам ПО обратились представители Российского Союза Автостраховщиков (РСА) с просьбой пояснить позицию разработчика программного обеспечения о возможности взаимодействия без вступления в конфликт бизнес интересов с представителями ЦБ РФ. Заведомо зная о слабой правовой позиции и нарушении авторского права, представители РСА тем не менее предпочли высокорисковый шаг и поддержал использование приложения от ЦБ РФ.
Параллельно развивался и сам проект, так в 2019 году журналистам стало известно, что программа получила международное признание. И хотя сам разработчик предпочел не упоминать об этом, стало известно, что компания заключила контракт с представителями бизнес кругов республики Казахстан на 10 миллионов долларов[4]. Позже стало известно, что аналогичные договора были заключены еще с рядом стран СНГ, но разработчик предпочел о них умолчать и перевести основные активы и , в том числе, сервера программы в ЕС. Это произошло под давлением ряда факторов повышающих риски потери прав на собственный продукт и товарный знак на территории РФ.
Проект развивается, на сегодняшний день в него вовлечены более 300 экспертов стран СНГ и Европы, многие из которых используют созданные в рамках основного продукта автоматизированные рабочие места экспертов автотехников позволяющие существенно облегчить труд и повысить качество проводимых экспертиз.
[1] Проект Road Accident Solver: экономит деньги, спасает жизни, уменьшает дорожные пробки. news.itmo.ru. [2] «Помощнику ОСАГО» требуется «Мастер».. www.fontanka.ru (16 ноября 2018). [3] Анти-ДТП. Петербургская IT-компания заключила контракт на $10 млн с Казахстаном на борьбу с авариями на дорогах. www.dp.ru.