Последствия для здоровья пешехода после наезда автомобиля
Травмы, получаемые пешеходами в ДТП очень разнообразны, и зависят от многочисленных факторов, начиная от условий движения автомобиля до одежды на пешеходе в момент удара автомобилем. Очевидно, что в темное время суток опасность наезда на пешехода на неосвещенном участке возрастает, а учитывая, что населенные пункты освещены, такие условия движения характерны на внегородских дорогах, где разрешенная скорость выше 60 км/ч. Поэтому риск летального исхода на загородных трассах значительно выше, чем в городе.
Пешеход, попадая в ДТП, подвергается серьезной опасности, которая исходит не только от автомобиля и его элементов, но и от элементов дороги и ее самой. При наезде, пешеход получает первичный удар от элементов автомобиля (бампер, крыло), в некоторых случаях, возможен вторичный удар (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Стадии удара пешехода автомобилем
Но при высокой скорости движения автомобиля решающим травмообразующим фактором является удар о землю или элементы дороги. Зачастую, летальный исход становится последствием удара о землю. Например, при проведении краш тестов с использованием манекена в нашей лаборатории, мы можем наблюдать картину ускорений в трехмерном пространстве, которые получает тело манекена после наезда автомобиля и падения на землю. В реальной дорожной ситуации, большая часть таких ускорений означала бы смерть или тяжелое увечье для пешехода (см. рисунок 2)
Рисунок. 2 График ускорений центра тяжести манекена при наезде автомобиля по трем осям
Зависимость тяжести травм, получаемых пешеходом при ДТП, прослеживается от скорости движения автомобиля и от конструкции его передней части. К счастью для нашего манекена, он сделан из стали и вспененного пенополиуретана, поэтому ему смерть не грозит (см. рисунок 3)
Рисунок 3. Манекен для краш тестов наезда на пешехода, используемый в нашей лаборатории
Учитывая сложный характер физической сути самого процесса наезда на пешехода разными автомобилями, существует несколько разных подходов к классификации ДТП с наездом на пешехода по стадиям. Так, например, зарубежные источники определяют стадии наезда на пешехода следующим образом:
1) подброс и разворот пешехода;
2) выброс вперед;
3) удар о крыло;
4) удар о крышу (перелет);
5) кувыркание.
Независимо от дальнейшей траектории движения пешехода после наезда, во всех случаях, первыми в контакт с автомобилем вступают нижние конечности: ноги и таз. Европейские ученые, совместно с производителями автомобилей при проведении краш тестов, установили 3 параметра геометрии передней части автомобиля влияющих на тяжесть последствий при ДТП:
а) Высота верхней границы бампера – (как правило, определяет место перелома ног).
б) Высота передней границы капота – (повреждения костей таза, кистей рук, бедер, нижней части позвоночника).
в) Выступ бампера (относительно высоты передней точки капота)
Что касается формы передней части автомобиля, ее можно классифицировать следующим образом:
1 - Клинообразная форма;
2 - Трапециевидная форма;
3 - Округлая форма (понтон);
4 - Форма коробки (в основном для грузовых автомобилей).
В большинстве случаев наезд на пешехода осуществляется фронтальной частью транспортного средства, и в момент столкновения, кинетическая энергия автомобиля импульсно переходит к телу пешехода, а он, в свою очередь, с уже приобретенной энергией продолжает двигаться в направлении, заданном вектором приложенного импульса соответствующего движению автомобиля. Траектория перемещения пешехода после столкновения будет зависеть от типа автомобиля, скорости в момент наезда, конфигурации выступающих частей кузова автомобиля ударивших пешехода и от положения пешехода непосредственно в момент происшествия. Траектория также зависит от того находился ли пешеход в движении или был неподвижен.
Скорость автомобиля существенно влияет на тяжесть последствий для пешехода. Европейскими и американскими учеными были выявлены статистические закономерности, которые показывают, что при скорости менее 30 км/ч тяжкие последствия для здоровья сбитого пешехода наблюдаются очень редко, при скорости от 30-50 км/ч частым явлением являются случаи инвалидности и летальный исход, а при скорости выше 55 км/ч тяжкие последствия и летальный исход практически неотвратим.
Случаи ДТП с участием пешеходов, в нашей стране, к сожалению, являются причиной более 80% всех летальных случаев при ДТП. Неправильная организация дорожного движения, отсутствие нужных технических средств организации дорожного движения, нарушение скоростного режима водителями автомобиля, а также невнимательность самих пешеходов приводит к трагическим последствиям. Особенно это касается пешеходов, которые несмотря на опасность быть сбитыми по собственной невнимательности, переходят дорогу уткнувшись носом в экран телефона или другого мобильного устройства. В Европе уже есть дорожные знаки, которые предупреждают о людях, которые используют гаджеты (рисунок 4).
Рисунок 4. Новый дорожный знак в Европе
В России тоже появилась инициатива по установке таких знаков, которые возможно самим пешеходам напомнят о внимательности и безопасности, а водителей лишний раз проинформируют об аккуратности в отношении пешеходов.
В работе нашей лаборатории, как вы уже поняли, огромное внимание уделяется проблемам автотехнических экспертиз связанных с организацией безопасности дорожного движения. Создана программа, позволяющая водителям бесплатно и самостоятельно разбираться в своем ДТП, в том числе связанном с наездом на пешехода. Сделаны многочисленные исследования в отношении водителей и времени их реакции на возникновение опасности для движения. Собрана огромная статистическая база по факторам, определяющим основные причины того или иного вида и типа ДТП.
Если у вас есть какие либо вопросы по проведению следственных экспериментов, связанных с наездом на пешехода, либо вам требуется помощь эксперта по анализу ДТП, то вы можете позвонить нам и мы обязательно поможем.