Пример автотехнической экспертизы с участием мотоциклиста
Специально для тех мотоциклистов, которые уже попадали в ситуацию, когда попутно двигающаяся машина неожиданно начинает перестраиваться в вашу полосу движения мы постарались описать наиболее типичный случай ДТП с участием мотоцикла и автомобиля.
Столкновение а/м марки ВАЗ-2105, под управлением водителя ИВАНОВА И.И. и мотоцикла марки ХОНДА CBR100F, под управлением водителя СИДОРОВА С.С., а также столкновение а/м марки КАМАЗ-532150, под управлением водителя ПЕТРОВА П.П. и мотоцикла марки ХОНДА CBR100F, под управлением водителя СИДОРОВА С.С.
По версии водителя а/м марки ВАЗ-21051, ИВАНОВА И.И.:
28.06.2014г., около 16.50 водитель а/м марки ВАЗ-21051, ИВАНОВ И.И., следовал в Санкт-Петербурге по ул. Бабушкина в направлении от ул. Чернова к пр. Александровской Фермы в крайней левой полосе движения (со слов водителя ИВАНОВА И.И.) в условиях дневного освещения, неограниченной видимости, асфальт сухой, пасмурно (согласно справке по ДТП в материале проверки).
В районе д. 115 к.1 по ул. Бабушкина, водитель ВАЗ-21051 ИВАНОВ И.И. двигался по крайней левой полосе со скоростью порядка 15,0км/ч (со слов водителя ИВАНОВА И.И.), « … не смещался из стороны в сторону (направления своего движения не менял) и не маневрировал …» (со слов водителя ИВАНОВА И.И.). При этом имел место контакт мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F, под управлением водителя СИДОРОВА С.С., который двигался в попутном направлении справа от а/м марки ВАЗ-21051 с большей скоростью, опережая а/м марки ВАЗ-21051, между радами (со слов водителя ИВАНОВА И.И.). После контакта мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F, под управлением водителя СИДОРОВ С.С. и а/м марки ВАЗ-21051, мотоцикл марки ХОНДА CBR1000F, сместился вперед и вправо относительно направления своего движения и вступил в контакт с а/м марки КАМАЗ-532150, под управлением водителя ПЕТРОВА П.П., который двигался в правой полосе движения относительно направления движения а/м марки ВАЗ-21051. После чего, произошло столкновение мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F и а/м марки ВАЗ-21051 (со слов водителя ИВАНОВА И.И.).
По версии водителя мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F, СИДОРОВА С.С., а также свидетелей СБОЙНОВОЙ А.А. и САФОНОВОЙ Р.С.:
28.06.2014г., около 16.50 водитель мотоцикла ХОНДА CBR1000F, СИДОРОВ С.С., следовал в Санкт-Петербурге по ул. Бабушкина в направлении от ул. Чернова к пр. Александровской Фермы по левой стороне правой полосы движения в условиях дневного освещения, неограниченной видимости, асфальт сухой, пасмурно (согласно справке по ДТП в материале проверки).
В районе д. 115 к.1 по ул. Бабушкина, произошло столкновение мотоцикла марки ХОНДА CBR10000F и а/м марки ВАЗ-21051, под управлением водителя ИВАНОВА И.И., который двигаясь в крайней левой полосе движения неожиданно для водителя СИДОРОВА С.С. (со слов водителя СИДОРОВА С.С.) начал перестраиваться в полосу движения мотоцикла марки ХОНДА CBR10000F. После чего, мотоцикл марки ХОНДА CBR10000F отбросило на впереди движущийся а/м марки КАМАЗ-532150, под управлением водителя ПЕТРОВА П.П.
Место первичного столкновения мотоцикла марки ХОНДА CBR10000F и а/м марки ВАЗ-21051 находилось в правой полосе движения относительно направления движения мотоцикла марки ХОНДА CBR10000F и а/м марки ВАЗ-21051 (со слов водителя СИДОРОВА С.С.).
ВОПРОСЫ, ПОСТАВЛЕННЫЕ НА РАЗРЕШЕНИЕ ЭКСПЕРТА:
1. Имели ли водители ИВАНОВ И.И., управлявший автомобилем ВАЗ-21051, СИДОРОВ С.С., управлявший мотоциклом ХОНДА CBR1000F, ПЕТРОВ П.П., управлявший автомобилем КАМАЗ-532150, техническую возможность предотвратить ДТП, произошедшее 28 июня 2014 года?
2. Имели ли водители ИВАНОВ И.И., СИДОРОВ С.С., ПЕТРОВ П.П. техническую возможность избежать столкновение?
3. Соответствовали ли действия водителей ИВАНОВА И.И., СИДОРОВА С.С., ПЕТРОВА П.П. Правилам дорожного движения РФ?
4. Как должны были действовать каждый из водителей в данной дорожной ситуации?
ИССЛЕДОВАНИЕ:
(Исследование по поставленным вопросам изложено в порядке, наиболее удобном для восприятия общей картины механизма исследуемого ДТП)
Поскольку имеются существенные противоречия в показаниях водителей и свидетелей (см. выше), то исследование проводится по двум версиям, а именно:
Версия 1: Версия водителя а/м марки ВАЗ-21051, ИВАНОВА И.И.
Версия 2: Версия водителя мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F, СИДОРОВА С.С., а также свидетелей АЛЕКСЕЕВА А.А. и УШКО Е.Е.
По версии 1:
По четвертому вопросу (версия 1):
В данной дорожно-транспортной ситуации (ДТС), водитель мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F, СИДОРОВ С.С. должен был действовать в соответствии с требованиями пп.1.3, 1.5, 9.10, 10.1ч.1 ПДД, а именно:
-п.1.3 ПДД – Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, …;
-п.1.5 ПДД – Участники дорожного движения должны действовать таким образом, что бы не создавать опасности для движения …;
-п.9.10 ПДД – Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения;
-п.10.1ч.1 ПДД – Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
В соответствии с п.1.2 ПДД [1] «Участник дорожного движения» - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
В соответствии с п.1.2 ПДД [1] термин «уступить дорогу (не создавать помех)» - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
В данной ДТС, водитель, а/м марки ВАЗ-21051, ИВАНОВ И.И., с момента возникновения опасности для движения (столкновение – контакта мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F и а/м марки ВАЗ-21051) должен был действовать в соответствии с требованиями п.10.1ч.2 ПДД, а именно:
-п.10.1ч.2 ПДД - При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
В соответствии с п.1.2 ПДД [1] «Опасность для движения» – ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.
В данной ДТС, водитель, а/м марки КАМАЗ-532150, ПЕТРОВ П.П., с момента контакта мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F и а/м марки КАМАЗ-532150 должен был действовать в соответствии с требованиями п.10.1ч.2 ПДД, а именно:
-п.10.1ч.2 ПДД - При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
По первому, второму и третьему вопросам (по версии 1):
Предотвращение данного ДТП зависело не от наличия или отсутствия у водителя мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F, СИДОРОВА С.С., технической возможности предотвратить столкновение мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F и а/м марки ВАЗ-21051, а также последующие столкновения мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F и а/м марки КАМАЗ-532150, столкновение мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F и а/м марки ВАЗ-21051, а от его объективных действий, а именно от своевременного и полного выполнения им требований пп.1.3, 1.5, 9.10, 10.1ч.1 ПДД (см. выше).
Как видно из материалов рассматриваемого дела и из Определения о назначении данной экспертизы (по версии 1): 28.06.2014г., около 16.50 водитель а/м марки ВАЗ-21051, ИВАНОВ И.И., следовал в Санкт-Петербурге по ул. Бабушкина в направлении от ул. Чернова к пр. Александровской Фермы в крайней левой полосе движения (со слов водителя ИВАНОВА И.И.) в условиях дневного освещения, неограниченной видимости, асфальт сухой, пасмурно (согласно справке по ДТП в материале проверки).
В районе д. 115 к.1 по ул. Бабушкина, водитель ВАЗ-21051 ИВАНОВ И.И. двигался по крайней левой полосе со скоростью порядка 15,0км/ч (со слов водителя ИВАНОВА И.И.), « … не смещался из стороны в сторону (направления своего движения не менял) и не маневрировал …» (со слов водителя ИВАНОВА И.И.). При этом имел место контакт мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F, под управлением водителя СИДОРОВ С.С., который двигался в попутном направлении справа от а/м марки ВАЗ-21051 с большей скоростью, опережая а/м марки ВАЗ-21051, между радами (со слов водителя ИВАНОВА И.И.). После контакта мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F, под управлением водителя СИДОРОВА С.С. и а/м марки ВАЗ-21051, мотоцикл марки ХОНДА CBR1000F, сместился вперед и вправо относительно направления своего движения и вступил в контакт с а/м марки КАМАЗ-532150, под управлением водителя ПЕТРОВА П.П., который двигался в правой полосе движения относительно направления движения а/м марки ВАЗ-21051. После чего, произошло столкновение мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F и а/м марки ВАЗ-21051 (со слов водителя ИВАНОВА И.И.).
Таким образом, учитывая вышеизложенное, в данной ДТС (по версии 1), действия водителя мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F, СИДОРОВА С.С., не соответствуют требованиям пп.1.3, 1.5, 9.10, 10.1ч.1 ПДД (см. выше), а это в данном конкретном случае означает, что водитель мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F, СИДОРОВ С.С., имел объективную возможность предотвратить данное ДТП (столкновение мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F и а/м марки ВАЗ-21051, а также последующие столкновения мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F и а/м марки КАМАЗ-532150, столкновение мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F и а/м марки ВАЗ-21051), своевременно и полностью выполнив требования пп.1.3, 1.5, 9.10, 10.1ч.1 ПДД (см. выше).
В сложившейся ДТС, водитель а/м марки ВАЗ-21051, ИВАНОВ И.И., а также водитель а/м марки КАМАЗ-532150, ПЕТРОВ П.П. не имели возможности предотвратить ДТП (столкновение мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F и а/м марки ВАЗ-21051, а также последующие столкновение мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F и а/м марки КАМАЗ-532150, столкновение мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F и а/м марки ВАЗ-21051), так как его предотвращение зависело от объективных действий водителя мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F, СИДОРОВА С.С. (см. выше).
Следовательно, в данной ДТС, действия водителя а/м марки ВАЗ-21051, ИВАНОВА И.И. и водителя а/м марки КАМАЗ-532150, ПЕТРОВА П.П. не противоречат требованиям ПДД (см. выше).
По версии 2:
По четвертому вопросу (версия 2):
В данной дорожно-транспортной ситуации (ДТС), водитель а/м а/м марки ВАЗ-21051, ИВАНОВ И.И., должен был действовать в соответствии с требованиями пп.1.3, 1.5, 8.1, 8.4, 9.10, 10.1ч.1 ПДД, а именно:
-п.1.3 ПДД – Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, …;
-п.1.5 ПДД – Участники дорожного движения должны действовать таким образом, что бы не создавать опасности для движения …;
-п.8.1 ПДД - Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны -рукой. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другими участниками движения;
-п.8.4 ПДД – При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущихся попутно без изменения направления движения…
-п.9.10 ПДД – Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения;
-п.10.1ч.1 ПДД – Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
9
В соответствии с п.1.2 ПДД [1] «Участник дорожного движения» - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
В соответствии с п.1.2 ПДД [1] термин «уступить дорогу (не создавать помех)» - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
В данной ДТС, водитель мотоцикла ХОНДА CBR1000F, СИДОРОВ С.С., с момента возникновения опасности для движения (выезда а/м марки ВАЗ-21051 в полосу движения мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F) должен был действовать в соответствии с требованиями п.10.1ч.2 ПДД, а именно:
-п.10.1ч.2 ПДД - При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
В соответствии с п.1.2 ПДД [1] «Опасность для движения» – ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.
В данной ДТС, водитель, а/м марки КАМАЗ-532150, ПЕТРОВ П.П., с момента контакта мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F и а/м марки КАМАЗ-532150 должен был действовать в соответствии с требованиями п.10.1ч.2 ПДД, а именно:
-п.10.1ч.2 ПДД - При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
По первому, второму и третьему вопросам (по версии 2):
Предотвращение данного ДТП зависело не от наличия или отсутствия у водителя а/м марки ВАЗ-21051, ИВАНОВА И.И., технической возможности предотвратить столкновение а/м марки ВАЗ-21051 и мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F с последующим столкновением мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F и а/м марки КАМАЗ-532150, а от его объективных действий, а именно от своевременного и полного выполнения им требований пп.1.3, 1.5, 8.1, 8.4, 9.10, 10.1ч.1 ПДД (см. выше).
Как видно из материалов рассматриваемого дела и из Определения о назначении данной экспертизы (по версии 1): 28.06.2014г., около 16.50 водитель мотоцикла ХОНДА CBR1000F, СИДОРОВ С.С., следовал в Санкт-Петербурге по ул. Бабушкина в направлении от ул. Чернова к пр. Александровской Фермы в левой стороне правой полосы движения в условиях дневного освещения, неограниченной видимости, асфальт сухой, пасмурно (согласно справке по ДТП в материале проверки).
В районе д. 115 к.1 по ул. Бабушкина, произошло столкновение мотоцикла марки ХОНДА CBR10000F и а/м марки ВАЗ-21051, под управлением водителя ИВАНОВА И.И., который двигаясь в крайней левой полосе движения неожиданно для водителя СИДОРОВА С.С. (со слов водителя СИДОРОВА С.С.) начал перестраиваться в полосу движения мотоцикла марки ХОНДА CBR10000F. После чего, мотоцикл марки ХОНДА CBR10000F отбросило на впереди движущийся а/м марки КАМАЗ-532150, под управлением водителя ПЕТРОВА П.П.
Место первичного столкновения мотоцикла марки ХОНДА CBR10000F и а/м марки ВАЗ-21051 находилось в правой полосе движения относительно направления движения мотоцикла марки ХОНДА CBR10000F и а/м марки ВАЗ-21051 (со слов водителя СИДОРОВА С.С.).
Таким образом, учитывая вышеизложенное, в данной ДТС (по версии 2), действия водителя а/м марки ВАЗ-21051, ИВАНОВА И.И. не соответствуют требованиям пп.1.3, 1.5, 8.1, 8.4, 9.10, 10.1ч.1 ПДД (см. выше), а это в данном конкретном случае означает, что водитель а/м марки ВАЗ-21051, ИВАНОВ И.И., имел объективную возможность предотвратить данное ДТП (столкновение а/м марки ВАЗ-21051 и мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F с последующим столкновением мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F и а/м марки КАМАЗ-532150), своевременно и полностью выполнив требования пп.1.3, 1.5, 8.1, 8.4, 9.10, 10.1ч.1 ПДД (см. выше).
В сложившейся ДТС, водитель мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F, СИДОРОВ С.С., а также водитель а/м марки КАМАЗ-532150, ПЕТРОВ П.П., не имели возможности предотвратить ДТП (столкновение а/м марки ВАЗ-21051 и мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F с последующим столкновением мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F и а/м марки КАМАЗ-532150), так как его предотвращение зависело от объективных действий водителя а/м марки ВАЗ-21051, ИВАНОВА И.И. (см. выше).
Следовательно, в данной ДТС, действия водителя мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F, СИДОРОВА С.С. и действия водителя а/м марки КАМАЗ-532150, ПЕТРОВА П.П., не противоречат требованиям ПДД (см. выше).
Далее ниже приводятся выводы в соответствии с проведенным исследованием по поставленными вопросами
ВЫВОДЫ:
По версии 1:
1, 2. В данной ДТС, водитель мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F, СИДОРОВ С.С., имел объективную возможность предотвратить данное ДТП (столкновение мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F и а/м марки ВАЗ-21051, а также последующие столкновения мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F и а/м марки КАМАЗ-532150, столкновение мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F и а/м марки ВАЗ-21051), своевременно и полностью выполнив требования пп.1.3, 1.5, 9.10, 10.1ч.1 ПДД (см. выше).
В сложившейся ДТС, водитель а/м марки ВАЗ-21051, ИВАНОВ И.И., а также водитель а/м марки КАМАЗ-532150, ПЕТРОВ П.П., не имели возможности предотвратить ДТП, так как его предотвращение зависело от объективных действий водителя мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F, СИДОРОВА С.С. (см. выше).
3. В данной ДТС, действия водителя мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F, СИДОРОВА С.С., не соответствуют требованиям пп.1.3, 1.5, 9.10, 10.1ч.1 ПДД.
В данной ДТС, действия водителя а/м марки ВАЗ-21051, ИВАНОВА И.И. и водителя а/м марки КАМАЗ-532150, ПЕТРОВА П.П. не противоречат требованиям ПДД (см. выше).
4. В данной ДТС, водитель мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F, СИДОРОВ С.С. должен был действовать в соответствии с требованиями пп.1.3, 1.5, 9.10, 10.1ч.1 ПДД.
В данной ДТС, водитель, а/м марки ВАЗ-21051, ИВАНОВ И.И., с момента возникновения опасности для движения (столкновение – контакта мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F и а/м марки ВАЗ-21051) должен был действовать в соответствии с требованиями п.10.1ч.2 ПДД.
В данной ДТС, водитель, а/м марки КАМАЗ-532150, ПЕТРОВ П.П., с момента контакта мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F и а/м марки КАМАЗ-532150 должен был действовать в соответствии с требованиями п.10.1ч.2 ПДД.
По версии 2:
1, 2. В данной ДТС, водитель а/м марки ВАЗ-21051, ИВАНОВ И.И., имел объективную возможность предотвратить данное ДТП (столкновение а/м марки ВАЗ-21051 и мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F с последующим столкновением мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F и а/м марки КАМАЗ-532150), своевременно и полностью выполнив требования пп.1.3, 1.5, 8.1, 8.4, 9.10, 10.1ч.1 ПДД (см. выше).
В сложившейся ДТС, водитель мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F, СИДОРОВ С.С., а также водитель а/м марки КАМАЗ-532150, ПЕТРОВ П.П., не имели возможности предотвратить ДТП (столкновение а/м марки ВАЗ-21051 и мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F с последующим столкновением мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F и а/м марки КАМАЗ-532150), так как его предотвращение зависело от объективных действий водителя а/м марки ВАЗ-21051, ИВАНОВА И.И. (см. выше).
3. В данной ДТС, действия водителя а/м марки ВАЗ-21051, ИВАНОВА И.И. не соответствуют требованиям пп.1.3, 1.5, 8.1, 8.4, 9.10, 10.1ч.1 ПДД (см. выше).
В данной ДТС, действия водителя мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F, СИДОРОВА С.С. и водителя а/м марки КАМАЗ-532150, ПЕТРОВА П.П. не противоречат требованиям ПДД (см. выше).
4. В данной ДТС, водитель а/м марки ВАЗ-21051, ИВАНОВ И.И., должен был действовать в соответствии с требованиями пп.1.3, 1.5, 8.1, 8.4, 9.10, 10.1ч.1 ПДД.
В данной ДТС, водитель мотоцикла ХОНДА CBR1000F, СИДОРОВ С.С., с момента возникновения опасности для движения (выезда а/м марки ВАЗ-21051 в полосу движения мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F) должен был действовать в соответствии с требованиями п.10.1ч.2 ПДД.
В данной ДТС, водитель, а/м марки КАМАЗ-532150, ПЕТРОВ П.П., с момента контакта мотоцикла марки ХОНДА CBR1000F и а/м марки КАМАЗ-532150 должен был действовать в соответствии с требованиями п.10.1ч.2 ПДД.