Системы дорожных знаков в России
Каждый участник дорожного движения рано или поздно сталкивается с тем, что помнит далеко не все правила и, с трудом припоминает какой знак дорожного движения, что обозначает. Речь идет конечно же не обо всех знаках, а только о тех, которые редкие «гости» городской расстановке знаков. Очевидно, что вряд ли кто-то забудет, что обозначает знак «главная дорога» или «пешеходный переход», эти знаки точно не вызовут сомнений. А что касается, например, вот такого знака (рис.1)?
Рисунок 1.Знак дорожного движения
Этот знак 5.3 «Дорога для автомобилей» обозначает дорогу только для автомобилей, автобусов и мотоциклов. Сомневаюсь, что каждый знает об этом.
Откуда же пошло символьное обозначение знаков дорожного движения? Для этого необходимо обратиться к истории.
Всего в мире существует три системы обозначения дорожных знаков:
1 - Система символов;
2 - Текстовая система;
3 - Смешанная система, основанная на сочетании символов и текстовых знаков.
Россия и Европа относятся к первой системе дорожных знаков, текстовая система принадлежит США, Австралии и Новой Зеландии, а смешанной владеют некоторые страны Азии и Южной Америки и Великобритания.
Начало история дорожных знаков берет с 1909 года, в Париже прошла 1-я международная конференция по дорожному движению, результатом которой была Первая международная конвенция дорожного движения. Конвенцию подписали 16 европейских государств, в том числе и Россия. США в дорожном движении двигались своим путем. В 1931 году была подписана новая Международная конвенция, количество символьных знаков увеличилось до 26. А в 1937 году в СССР решили, что дорожных знаков слишком много и они отвлекают внимание водителя. Было оставлено 10 дорожных знаков. Лишь в 1968 году в Вене удалось найти компромисс и новую конвенцию подписали уже 68 стран мира. Однако США подписало только Женевскую конвенцию от 1949 года.
Какая же система эффективнее и удобнее? Этот вопрос останется открытым всегда, потому что мнения у людей часто не совпадают. Но тем не менее, если обратится к физиологии, информация имеет свойство новизны и именно оно и характеризует быстроту ее анализа. Человек видит символ, знает его и определяет порядок действий. Однако, если это новый символ, и человек (а в нашем случае - водитель) не знает его? Время анализа увеличивается и не всегда порядок действий может быть грамотным. Так же символьное отображение знаков для некоторой категории людей может быть затруднительно, в то время, как текст понятен всем. Текст мгновенно анализируется и с водителем вряд ли произойдет ситуация «этот знак обозначает то, что я думаю или нет?» Как, например, на рисунке 2 показаны 2 дорожных знака применяемые в России, один обозначает рекомендуемую скорость, а второй минимальную скорость.
Рисунок 2. Знаки 4.6 «Ограничение минимальной скорости» и 6.2 «Рекомендуемая скорость»
Перепутать эти два знака, на мой взгляд, очень легко. Решить путаницу раз и навсегда, помогла бы дополнительная надпись на знаке, например, на знаке «ограничение минимальной скорости» добавить надпись «min». Водитель без сомнений бы понял, что это минимум скорости и не тратил время и внимание на вспоминание символов дорожных знаков.
Текстовой знак дает возможность всем людям понять его, без специального обучения. А ведь, мы помним, что пешеход тоже является участником дорожного движения и должен знать Правила дорожного движения. Однако, на практике, это далеко не так. Всех знаков, как правило, пешеход не знает, а помнит только основные, нужные для его участия в дорожном движении. На рисунке 3 изображен дорожный знак, применяемый в России и Европе, а на рисунке 4 – в США. Какой из них быстрее донесет нужную информацию?
Рисунок 3. Дорожный знак «Въезд запрещен» применяемый в России
Рисунок 4. Дорожный знак «Въезд запрещен» применяемый в США
Символ и текст отлично справляется с задачей информирования участников дорожного движения, обеспечивая высокий уровень безопасности. Ведь именно безопасность и является основным принципом обеспечения дорожного движения.
Ангелина Асонова для ООО "Кит оценка"