Системы пассивной безопасности автомобиля как источник получения достоверной информации о ДТП

 

Неуклонный рост количества автомобилей в России ведет к тому, что количество ДТП растет из года в год. Однако, чтобы снизить тяжесть последствий ДТП, для такого источника повышенной опасности как автомобиль, ежегодно совершенствуются системы пассивной безопасности, которые представляют из себя различные системы, призванные обеспечить наименьший урон здоровью водителя и пассажиров в случае ДТП. Первыми такими устройствами были ремни безопасности, которые появились в начале 50-х годов 20-го века. Они применялись для удержания пассажиров на своих местах в случае фронтальных ударов и опрокидываний автомобиля. В начале 80-х годов 20-го столетия появились более современные системы – подушки безопасности.

Все системы, призванные уменьшить степень воздействия на водителя и пассажира сил, возникающих при столкновениях автомобилей имеют своего конкретного производителя и защищены патентами. Это обусловлено тем, что каждый производитель желает получить максимальную прибыль путем обеспечения дополнительных конкурентных преимуществ для своей продукции, в частности и различными опциями систем пассивной безопасности. Именно для этого ежегодно разбиваются сотни машин на так называемых краш-тестах. При проведении этих тестов, инженеры автомобильных компаний определяют насколько эффективен тот или иной алгоритм срабатывания систем пассивной безопасности. Какие именно параметры ускорений или жесткости удара наносят смертельные травмы водителю и пассажирам автомобилей, и как с наименьшими затратами для производства обеспечить безопасность людей в момент ДТП.

Большая часть конструктивных элементов современного автомобиля, применяемых для защиты пассажиров и водителя от получения травм при ДТП имеют электронное управление. К таким конструктивным элементам можно отнести преднатяжители ремней безопасности, активные подголовники, подушки безопасности, аварийный размыкатель АКБ. К прочим элементам систем пассивной безопасности можно отнести сами ремни безопасности, безопасная конструкция кузова, детские сиденья, крепления грузов и пр.

В Европе к таким системам так же относится система E-call, которая представляет из себя систему экстренного вызова служб спасения, полиции и медиков на место ДТП в автоматическом режиме.

К внешним системам пассивной безопасности можно отнести системы защиты пешеходов при наезде.

Как уже было сказано выше, большая часть систем пассивной безопасности имеет электронное управление, с алгоритмами и показаниями краш-тестов, зашитыми в блоки управления устройствами на программном уровне. Эти системы управления включают в себя определенное количество компонентов и устройств, таких как шина CAM, последовательные диагностические порты, датчики удара, акселерометры продольных и поперечных ускорений, исполнительные устройства и непосредственно сам блок управления. 

В момент столкновения автомобиля, датчики посылают необработанный сигнал на приемное устройство по шине данных, после чего специальным контроллером данный сигнал преобразуется в двоичный код и электрохимическим способом записывается в ячейках памяти блока управления, которые представляют из себя либо флэш память, либо чип EEPROM. В случае, если данные совпадают с данными ускорений краш-тестов, которые в свою очередь записаны в виде алгоритмов в контроллере блока управления, начинается запуск систем преднатяжителей ремней безопасности либо подушек безопасности в одном из режимов запаздывания срабатывания устройства. Датчики с которых блок управления получает исходный сигнал – датчики удара, акселерометры, датчики системы ABS, датчики присутствия пассажира и водителя, датчик положения сиденья водителя и переднего сиденья пассажира. 

После начала срабатывания систем пассивной безопасности запись параметров ускорений прекращается и вся информация сохраняется в памяти блока управления. Современные методики расследования ДТП позволяют извлечь эту информацию и использовать ее для расследования ДТП при проведении автотехнической экспертизы. Но а России данный способ получения достоверной исходной информации о ДТП пока широко не используется вследствие серьезной технической отсталости и дороговизны специального оборудования. 

В настоящий момент, эксперты ООО "Кит оценка" тестируют единственный экземпляр специального инженерного оборудования в России для чтения и дешифровки данных систем пассивной безопасности при расследовании ДТП.