Светофоры при расследовании ДТП
Ежедневно множество людей сталкиваются с таким техническим средством как светофор. Его назначение простое и понятно каждому человеку. Жители больших городов настолько привыкли к светофорам, что при их поломке на дороге начинается хаос, который очень часто сменяется ДТП и еще большей неразберихой.
Когда-то на дорогах передвигалось небольшое количество транспортных средств и регулировка движения, по существу, была особенно и не нужна. Первый светофор в истории изобрел Джон Пик Найт. Он был установлен в 1868 году, у светофора были две стрелки, когда стрелки были в горизонтальном положении, это означало требование остановиться, а если, они были опущены под углом в 45° , нужно было следовать с осторожностью. В 1912 году американец Лестер Вайр разработал двухсекционный светофор, работающий от электричества, однако не запатентовал свою работу и в 1914 году другой инженер Джеймс Хог сконструировал электрический светофор, который впоследствии установили на перекрестке. Управлял светофором полицейский, который находился в специальной стеклянной будке. В 1920 в Нью-Йорке и в Детройте установили трехсекционные светофоры, причем изначально цвета были не такие, как сейчас. Зеленый свет запрещал движение, красный акцентировал внимание, а белый разрешал движение. Но из-за большого количества белого света в городах, такая система была опасна, так как белый свет сливался и не был столь заметен. Конструкторами светофоров в Нью-Йорке и Детройте были Джон Харрис и Уильям Поттс. В 1940-е годы цвета на светофорах поменялись. Как же выбрали современную цветовую гамму? Руководствовались физическими параметрами. Красный цвет имеет самую большую длину волны, в то время как синий цвет имеет самую короткую длину. Соответственно, красный цвет является самым заметным, его видно дальше всех остальных.
В Европе первый светофор установили во Франции в 1922, а в СССР светофор был впервые установлен в 1930 году в Ленинграде на перекрестке Невского и Литейного проспектов.
Современный светофор уже не совсем такой, как раньше, но прообраз сохранился. Порядок сигналов светофоров в России отвечает требованиям международной Конвенции. Последовательность такова: красный, красный с желтым, зеленый, желтый, красный. Допускается последовательность без сигнала красного с желтым. Во время снижения интенсивности, часть светофорных объектов может быть переведена на "мигающий желтый", что означает, что перекресток не регулируется. ГОСТ Р 52282-2004 классифицирует современные светофоры следующим образом. По назначению можно выделить светофоры для транспорта и светофоры для пешеходов. Транспортные светофоры могут быть с двумя и тремя секциями, включать в себя дополнительные секции, могут быть расположены как вертикально, так и горизонтально. К транспортным установкам относятся не только автомобильные светофоры, но и светофоры на железнодорожных переездах, трамвайные и велосипедные светофоры. Также существуют реверсивные светофоры. Диаметр транспортного светофора зависит от его вида назначения и типа исполнения. Пешеходные светофоры имеют две секции, которые могут быть круглые или квадратные. Размер секций у пешеходного светофора будет зависеть от количества полос, если 4 полосы и более в одном направлении, то диаметр (или размер) рассеивателя 300мм, если меньше - 200мм.
Светофоры в городе установлены не везде, для их установки требуется, чтобы выполнялось хотя бы одно из условий. Их установка регламентируется ГОСТ 52289-2004. Первым условием является соблюдение определенной минимальной интенсивности пересекающихся потоков. Второе условие - общая интенсивность ТС по дороге должна быть не менее 600 ед./ч, (или 1000 ед./ч для автомобильных дорог с разделительной полосой) а пешеходов в одном направлении 150 пеш/ч, третье условие, чтобы первое и второе выполнялись одновременно на 80% или более. Четвертое условие гласит о том, что на перекрестке должно за 12 месяцев произойти не менее 3-х ДТП, которые светофорная сигнализация могла бы предотвратить, плюс первое или второе условие должны исполняться на 80% и более.
В современном мире присутствует тенденция энергосбережения, поэтому существовавшие светофоры, которые использовали лампы накаливания стараются заменять новыми светофорами, работающими на светодиодах. Замена необходима, так как у ламп накаливания повышенное энергопотребление, небольшой срок службы, повышенный износ аппаратуры из-за высоких температур. Кроме того, лампы накаливания образуют так называемый "фантомный эффект", появление иллюзий о включении секций у светофора. Светодиодные светофоры исключают появление "фантомного эффекта", корпус и линзы выполняются из ударопрочного поликарбоната, так что сломать конструкцию не так уж и просто. Однако иногда, от сильных морозов или других неординарных условий, светофоры могут выходить из строя.
Кроме этого современные светофоры оборудованы контроллерами, в зависимости от которых, светофоры могут работать по нескольким программам. Рекомендуется создавать различные программы для разного времени суток.
Светофор очень важный элемент безопасности, он сохранил множество жизней, без него всем участникам дорожного движения пришлось бы несладко. Для экспертов же, данные о светофорном регулировании являются важной частью расследования ДТП. При наличии паспорта светофорного поста можно сделать выводы о достоверности той или иной версии водителей. Кроме того, эти данные необходимы для проведения дорожной экспертизы и дорожного аудита.