Уловки судебных экспертов.
Еще одной уловкой при составлении судебной экспертизы (см. часть первую тут) , занижающей выводы независимых экспертов, является изменение состава и перечня работ по восстановительному ремонту. Судебный эксперт, который делает данный расчет может обосновать свою позицию тем, что не видит поврежденных деталей и т.п., это его право, в конце концов он дает подписку под 307 ст. УКРФ. Однако если внимательно присмотреться к такому расчету, возникают определенные вопросы к составу работ и перечню деталей, подлежащих замене при производстве этих работ. Особенно это хорошо заметно, когда речь идет о силовом агрегате и трансмиссии, которые содержат множество элементов. Отчет об оценке, выполненных независимым экспертом, содержит подробный перечень деталей, подлежащих замене в результате ДТП. При выполнении расчета в специализированной программе (например AUDATEX WEB), эксперт имеет возможность не только получить данные о каждой детали отдельно (включая стоимость) но и увидеть эти детали на схеме компоновки узлов и деталей. (см. рис. 1)
Рис. 1 Профессиональная программа для расчета стоимости ремонта автомобиля после ДТП
В данном случае, цветом выделяются те узлы и детали, которые можно идентифицировать и увидеть на поврежденном автомобиле. Сопоставление этих узлов и деталей происходит по Акту осмотра транспортного средства. Если нет акта осмотра, то эксперт обязан запросить через Суд материалы дела и фотографии. К сожалению, справка о ДТП не может содержать полный перечень всех повреждений транспортного средства. Фотографии необходимые для проведения экспертизы так же могут не отображать все скрытые элементы кузова. Однако, когда судебный эксперт пишет в своей работе «ремонт ДВС», то он должен указать какую именно часть ДВС он собирается ремонтировать. Ремонтом ДВС можно обозвать все что угодно, от замены свечей зажигания, до заваривания корпуса блока аргоновой сваркой. Именно поэтому, для проведения экспертиз рекомендуют применять специализированные программы и расчетные блоки, соответствующие требованиям завода изготовителя автомобиля. Так, например, в программе можно увидеть компоновку двигателя и его детали, назначить необходимое ремонтное воздействие, которое будет соответствовать требованиям завода изготовителя к качеству, объему и составу ремонтных работ (см. рис.2)
Рис. 2. Компоновка двигателя в программе Audatex для расчета стоимости восстановительных работ.
Теперь посмотрим на то что написал судебный эксперт (см. рис.3)
Рис. 3. Перечень работ, определенный судебным экспертом.
Очевидно, что при проведении ремонтных работ, да еще и в количестве 16 нормо-часов, некоторые детали двигателя должны быть заменены. Посмотрим, что меняет в данном случае судебный эксперт (см. рис.4)
Рис. 4. Перечень запасных частей, примененных экспертом к замене при ремонте двигателя.
Теперь попробуем посчитать количество часов работы автомастерской для звмены всех указанных деталей:
- Снятие установка двигателя на данный автомобиль соответствует коду работ 10 0119ZAX и равна 2,5 часа;
- Замена опор ДВС может быть произведена при снятии двигателя с небольшой потерей рабочего времени максимум это может занять один час;
- Снятие и замена комплекта проводов ДВС соответствует коду работ 97 5219ZAX и составляет 1,3 часа рабочего времени.
Итого: 4,3 нормо-часа ремонтных работ для замены указанных деталей, что делают остальные 11,7 часов с двигателем в калькуляции не указано.
Уже исходя из этого, можно предположить, что эксперт мог объединить работы по ремонту двигателя с какими-либо другими работами, например, снятием установкой передней панели, но эти работы относятся к кузовным и к ремонту ДВС не имеют никакого отношения. Также, проведение судебной экспертизы предполагает отсутствие двойственности толкования в тексте самой экспертизы. В соответствии со ст.8 ФЗ «О государственной-судебно экспертной деятельности в Российской Федерации» №73-ФЗ от 31 мая 2001 года «Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме». Получается, что эксперт не указал какие именно ремонтные работы он будет проводить дополнительно в течении более чем 10 часов. Если же посмотреть на фотографию поврежденного транспортного средства, то становится очевидно, что никакой ремонт в данном случае уже не поможет.