Велосипедные дорожки

В Европейских странах уже давным-давно используются велосипедные дорожки или полосы «велополосы». Пропаганда здорового образа жизни плюс экологическая и транспортная ситуации образумили европейцев. Что же касается нашей страны? Нужны ли они в России? Причем как явление повсеместное, а не редко встречающееся. Зачем? Ведь на автомобиле быстрее и комфортнее, а главное безопаснее(хотя этот факт остается под вопросом). Так думают большое количество людей, в том числе и российские депутаты (европейские так не думают). Кто-то скажет, что  в нашей стране климат другой и на велосипеде ездить слишком холодно, кто-то в официальном костюме не поедет на велосипеде, кто-то еще массу причин, а лично я не поеду на велосипеде, потому что слишком опасно.

Задумывались ли Вы о правах и обязанностях велосипедиста? Участники дорожного движения в большинстве своем их не знают, и сами велосипедисты тоже не утруждают себя их знанием. А тем временем, Правила дорожного движения, достаточно четко обозначают, кем является велосипедист и где он имеет право ехать, а самое главное как.

Начнем с того, что велосипед - это немеханическое транспортное средство, и по настоящим Правилам наезд на велосипедиста или велосипедистом на кого-то или что-то, считается дорожно-транспортным происшествием. Велосипедист, как и любой другой участник дорожного движения, например пешеход, должны знать и соблюдать ПДД (п.1.3). Велосипедист может двигаться по дороге только с краю, начиная с возраста 14 лет, если меньше, то разрешается только по тротуарам и специальным дорожкам для велосипедистов, поворот налево и разворот запрещен, если на дороге больше одной полосы движения и присутствуют трамвайные пути. Полные требования к велосипедистам можно найти в ПДД, раздел №24.

Однако, что же в реальности происходит на дороге? В большинстве своем в Санкт-Петербурге 2-х и 3-х полосные проезжие части, причем одна из полос, скорее всего, занята припаркованными транспортными средствами. Автомобили двигаются в потоке, с определенной скоростью, скорость велосипедиста существенно ниже, чем автомобиля, а учитывая, что он по ПДД должен двигаться по краю проезжей части, которая занята припаркованными автомобилями полностью или частично, то периодически велосипедист будет заезжать на полосу движения автомобилей. Объезжая препятствия или поворачивая, велосипедист ДОЛЖЕН показать поворот рукой, если на его транспортном средстве отсутствует указатель поворота (рис.1)

вело

Рисунок 1. Правила поворота для велосипедиста

Кто-нибудь видел в России, как велосипедист показывает поворот? Велосипедист должен отдавать себе отчет, что двигаясь по дороге, он принимает сторону водителей и должен подчиняться ПДД, которые ему приписаны. Велосипедист же считает себя чем-то недо, и не пешеход и не автомобилист, поэтому он ездит там, где ему удобно, не особо раздумывая соблюдать Правила или нет. "Если горит красный, не беда, поверну направо, велосипед же не такой огромный, как автомобиль, проскочу" или " я же на велосипеде, я вовсе не автомобилист, эти Правила не ко мне".

Но почему-то переезжая пешеходный переход на велосипеде, его водитель будет удивлен, если его не пропустит автомобиль.

Для органов надзора велосипедистов тоже как будто не существует, их почти не останавливают и не штрафуют, хотя ПДД предусматривает штраф для велосипедистов (КоАП п.12.29 ч.2).

Организация на дорогах велосипедных полос или дорожек, на мой взгляд, заставила бы водителей автомобилей относиться к велосипедистам, как к полноправным участникам движения, а самих велосипедистов выполнять ПДД, которые к ним относятся.

В настоящее время в Санкт-Петербурге реализуется проект по организации велосипедных дорожек, по заказу Комитета по развитию транспортной инфраструктуры. Сейчас приступают к организации маршрутов "Купчино - Центр" и "Санкт-Петербург-Ломоносов", направления были выбраны, учитывая условия безопасности и существующий трафик.  В Петербурге уже действуют 7 маршрутов, протяженностью 30 км, однако один из них, от улицы Долгоозерной до завода Nissan, постоянно недоступен, из-за проводящихся там строительных работ.

Организация велополос и дорожек повсеместно, существенно бы облегчила жизнь и велосипедистам и водителям автомобилей. Одни бы чувствовали бы себя безопаснее на дороге, а другие перестали бы считать велосипедистов назойливой мухой. 

Мы уже писали о тонкостях расследования ДТП с участием велосипедиста. Оценка действий водителя и велосипедиста в случае ДТП может быть произведена самостоятельно по ссылке ниже. 

кнопка банер 2

Ангелина Асонова для ООО "Кит оценка"