Автотехническая экспертиза, практика определения скорости автомобиля перед столкновением.
На сегодняшний день, в большинстве случаев, данные о скорости движения автомобиля перед столкновением фактически отсутствуют. Экспертам автотехникам приходится прибегать к сбору и анализу даже таких данных как: показания свидетелей, водителя, потерпевших, а от этого существенно страдает объективность проводимого исследования процесса ДТП. Однако, в практике автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП, кроме субъективных предпосылок существуют и объективные данные. К таким данным относятся в частности следы юза, место осыпи грязи, местоположения транспортных средств после ДТП, зафиксированное на схеме ДТП и т.д. Кроме того, современные автомобили, иногда имеют функции «черного ящика», с записанными в них данными о параметрах движения транспортного средства и действиях водителя как до, так и после столкновения или наезда на препятствие, или пешехода. В России до сих пор, одним из наиболее достоверных признаков, по которому определяют скорость движения автомобиля до столкновения, является след тормозного юза. Сам процесс юза, это образование катышков резины, при полной блокировке колеса тормозным механизмом, которые расчерчивает асфальт черными продольными полосами в направлении движения автомобиля при торможении. Однако никто не может точно определить, как действовал водитель до столкновения, и с какой силой он нажимал на педаль тормоза перед блокировкой колес. Фактически это означает, что существует общепринятое допущение некоего стандартного процесса торможения, когда все водители одинаково нажимают на педаль тормоза. Поэтому выводы эксперта автотехника при применении формулы определения скорости движения автомобиля перед столкновением по следам юза всегда далеки от истинного значения устанавливаемых параметров движения автомобиля в той или иной аварийной или опасной дорожно-транспортной ситуации. Сама формула содержит космическое по своим масштабам допущение, согласно которому, на участке нарастания замедления автомобиля перед блокировкой колес, само значение замедления равно половине установившегося. В формуле это выглядит так:
Не сложно догадаться, что формула расчета скорости с установившимся замедлением выглядит так:
Где Su – следы юза колес автомобиля на асфальте. Однако, все эксперты автотехники понимают, что если автомобиль оборудован системой ABS или ESP, то никаких следов юза на схеме ДТП не будет и в помине. Кроме того, при жестких столкновениях существует такое явление, как потеря энергии на деформацию деталей автомобиля. Учесть которую до сих пор можно было лишь проведя неимоверно сложный расчет по каждой детали отдельно, подтвержденный экспериментально не один раз, что делает экспертизу неимоверно дорогой и трудоемкой. Некоторые наши зарубежные коллеги, научились использовать для расчетов показания протоколов OBD II и EOBD при жестких столкновениях, когда скорость определяется в момент разрушения какой-либо детали оборудованной датчиком. Если эксперту повезло, то он получает данные по протоколу $02, сопоставляя данные о неисправности локализации места удара и параметрам, записанным в Data Code автомобиля. Существуют и более правильные с точки зрения законов физики способы расчета скорости движения автомобиля перед столкновением. Это формулы, основанные на законе сохранения энергии импульса. Когда скорость перед столкновением, и после него определяется по затратам кинетической энергии на отброс транспортных средств. Импульсный метод расчета, так же содержит огромную погрешность. Это обусловлено пресловутой сложностью учесть жесткость конструкции автомобиля в месте удара. Согласно нашим данным, погрешность «импульсного» метода расчета достигает 25% от истинного значения скорости до столкновения и в момент столкновения транспортных средств. Для сравнения покажем расчет реальной ситуации ДТП, и определение скорости автомобиля по затратам кинетической энергии на отброс транспортных средств после столкновения и данные функции EDR того же автомобиля:
Мы не показали всех возможных методик определения скорости на данной странице, однако даже исходя из вышеизложенного, становится ясно, что применение тех или иных методов расчета или получения информации о скорости движения автомобиля перед столкновением требует специальных, комплексных программ изучения для создания новых, научно обоснованных методик реконструкции ДТП во всех его фазах.
Если вам требуется консультация нашего специалиста по возможности определения скорости перед столкновением, то вы можете обратиться напрямую к эксперту, просто позвонив по телефону (812) 924-05-01
|