Как доказать что виновник ДТП двигался задним ходом?
В нашей практике довольно часто втречаются ситуации, которые требуют очень серьезного понимания механизмов ДТП. Для юристов зачастую неразрешимой задачей в суде оказывается ситуация, когда в стоящую взади машину въезжает впереди стоящая, двигаясь задним ходом либо скатываясь под уклон. Мне и самому приходилось видеть нечто подобное на дорогах, благо стаж у меня большой а езжу я ежедневно и много.
Если задуматься с точки зрения инспектора ГИБДД все очевидно - виноват тот кто сзади. Ему тут же напишут нарушение п.п. 9.10 ПДД или еще и 10.1 и отправят платить штраф. Это как бы "автоподстава" которую очень трудно опровергнуть. Конечно если нет видеорегистратора. Однако если видеорегистратора все таки нет, что делать в данном случае?
Обычно, в таких случаях очень мало следовой информации, однако она есть. И если правильно и своевременно все зафиксировать на месте ДТП, то ваши шансы доказать свою невиновность резко повышаются. Как правило, водитель двигающийся задним ходом подруливает себе рулевым колесом и во время наезда на стоящее сзади препятствие старается чисто интуитивно подрулить в обратную сторону после чего появляются четко выраженные V-образные трасы на лакокрасочном покрытии или пластике бампера и других элементах кузова как следообразующей, так и следовоспринимающей поверхности. К сожалению, угол поворота рулевого колеса может быть слишком мал для того чтобы точно определить механизм столкновения. Есть и другие методы определения действий того или иного водителя как и параметров движения транспортных средств в данной ситуации.
Наиболее совершенной технологией в настоящее время является анализ данных, записанных в блоке управления системами пассивной безопасности. Однако и в этом случае есть проблема. Если удар был недостаточно силен, то записывающий все аварийные события "черный ящик" этот удар проигнорирует. Поэтому нужен будет доступ к автомобилю второго учатсника подобного ДТП и в его блоке управления может такая запись сохраниться. Кроме того, некоторые производители автомобилей стали закладывать в EDR такую функцию, которая определяет время включения автомобиля и записывает его скорость до остановки. В таком случае можно соотнести данные о времени для установления точной картины ДТП.
Чтение данных "черного ящика" автомобиля - чипа EEPROM блока SRS (Toyota Camry)
Пример расшифровки данных о действиях водителя в момент столкновения.