Как определить гарантийный или не гарантийный случай если поврежден двигатель?
Очень часто к нам обращаются клиенты у которых возникла спорная ситуация с диллерским центром о том, попадает ли ремонт двигателя под гарантийный ремонт. Как правило, автосалоны всеми силами пытаются откреститься от проблемы и возложить ее на плечи своего клиета. Так как сам по себе двигатель - это сложное техническое устройство, и многие автовладельцы попросту не разбираются в том что произошло с двигателем на самом деле, то автосалонам удается выйти "сухими из воды", а их клиентам приходится выложить порой немаленькую сумму за то, что они должны были получить бесплатно.
Такое нежелание автосервисов официальных диллеров вполне объяснимо. Ведь согласно договору с поставщиком (заводом изготовителем), все расходы на ремонт и запасные части несет автосалон, которому производитель компенсирует затраты только в том случае, если не будет никаких сомнений в причине поломки. Т.е. если будут хоть малейшие основания считать случай негарантийным то автосервис не получит ни копейки. Именно поэтому штатные менеджеры автосалонов не спешат к своим клиентам на помощь сразу же, а требуют произвести техническую экспертизу причин выхода из строя того или иного узла и агрегата автомобиля.
Еще одной причиной крайней неохоты автосалона производить гарантийный ремонт является низкая рентабельность такого мероприятия. Чаще всего, у автосалона есть обязательство производить ремонт за поставщика по "особой" цене. Малоинтересной для владельца автосалона, а зачастую просто убыточной. Именно поэтому, в большинстве случаев, любой автосервис будет попросту пытаться получить живые деньги с клиента, а не ждать пока эти деньги ему частично возместит производитель.
С другой стороны, автосалон прекрасно осведомлен о статье 18 "Закона о защите прав потребителей, согласно которой у вас есть право и на бесплатный ремонт в течении гарантийного срока и даже на замену всего товара целиком. Иногда, хоть и редко, случаются поломки двигателей и после планового ТО. Тогда автосервис будет бороться с вами до последнего, и, скорее всего, свою правоту вам надо будет доказывать через суд. Это так же требует проведения экспертизы для создания доказательной базы. Однако закон гласит что продавец в течении 10 дней обязан самостоятельно произвести экспертизу. И если у вас нет доверия к сложившейся ситуации, то лучше всего проведите независимую экспертизу самостоятельно, параллельно с той, что будет проведена по инициативе и за деньги автосалона. Ведь многие автосалоны имеют своих "прикормленных" экспертов, которые могут быть необъективны.
Для иллюстрации таких случаев мы приведем два примера из нашей практики. В первом случае, автосервис наотрез отказывался признать, что повреждение двигателя наступило вследствие некачественного ремонта автомобиля. Клиент успел отъехать от ворот сервиса всего 3 километра и у него перескочило звено цепи, которую забыли натянуть в процессе замены натяжителя. Бывает и так. При этом специалисты автомастерской утверждали, что это негарантийный случай, а недосмотр самого владельца автомашины. Что из этого вышло можно увидеть на фотографиях ниже:
Все клапана приобрели несколько более изящную форму, нежели это было сделано заводом изготовителем. Диагностика показала, что коды ошибок содержащиеся в блоке управления двигателем и доступные для анализа возможных причин повреждения двигателя указывают на запаздывание зажигания и последующий его пропуск при падении компрессии. Что свидетельствует о проскальзывании цепи при износе либо недостаточной работе натяжителя (№ 30 на схеме ДВС).
В данном случае это произошло после ремонта двигателя автомобиля VW Polo c шестью клапанами и тремя цилиндрами максимальной мощностью 60 л.с. при рабочих оборотах 5200-1 (Рабочий режим при умеренной скорости езды от 2000-1 до 4000-1 оборотов в минуту).
Как видно из представленной схемы, цепь находится под крышкой (№27 на схеме ДВС), поэтому самостоятельно обнаружить неисправность или недостаточное натяжение цепи для водителя не представлялось возможным. Согласно представленным документам, до данного повреждения производился ремонт автомобиля в автомастерской. В том числе была произведена замена поликлинового ремня. При повреждении двигателя показания датчиков масла и температуры охлаждающей жидкости находились в норме. Суд признал правоту нашего заключения.
Второй случай, который мы покажем в рамках данной статьи - классическое разрушение деталей двигателя из-за низкого качества металла и усталостных деформаций. Клиент сразу же обратился к нам, для проведения независимой экспертизы причин повреждения двигателя, как только автосалон начал проводить свою экспертизу. У нашего клиента неожиданно заклинило двигатель в процессе движения, что едва не привело к ДТП. Опасаясь, что его обвинят в умышленной порче двигателя он и пригласил нашего эксперта на осмотр.
Сперва при осмотре был снят маслянный поддон ДВС, где в относительно чистом масле сразу же стала видна стружка.
В ходе осмотра деталей двигателя был обнаружен источник этой стружки - задиры на внутренней поверхности вкладыша коленвала, с образованием каверн и следами местного нагревания детали.
При внимательном изучении поврежденного вкладыша мы увидели вот такую картину:
Хорошо видна микротрещина на поверхности детали, которая идет в том числе и по неповрежденной части поверхностного слоя. При большем увеличении, это разрушение выглядит вот так:
Т.е. наружный слой металла детали вкладыша, был разрушен с образованием характерных изломов и задиров свойственных усталости металла. Изломы имеют выраженный фокус в местах раскрытия микротрещин, с хрупким разрушением наружного слоя металла имеющими кристаллическую решетку зонами разрыхления поверхности детали. Поверхность в месте хрупкого разрушения имеет кристаллическую шероховатую структуру. Т.о. можно было однозначно утверждать, что разрушение детали произошло вследствие некачественного материала детали, и естественного физического износа. Автосалон признал случай гарантийным, но только потому что мы принесли с собой микроскоп, которого небыло у их эксперта.
В заключении, расскажу о случае, который произошел с автором этой статьи. Однажды, я поехал на плановую промывку бензобака, т.к. после нашего дизельного топлива часто приходится менять фильтр тонкой очистки. Приехал я на станцию Bosch которая находится на проспекте Большевиков. Все помыли, что надо поменяли и я уехал. Но ровно через месяц, случилась оказия. Уезжая из гостей, я совсем забыл заправиться, и обратил внимание на лампочку бензобака слишком поздно. Впереди была только автозаправка Фаэтон, заправляться на которой дизтопливом я не рисковал никогда. Но делать нечего, либо Фаэтон, либо мне грозило обсохнуть где нибудь по дороге. Налил я немного совсем, всего 10 литров. И после 100 метров пути у меня загорелся Check Engine и машина, немного потарахтев, заглохла. Огорчившись я пошел обратно на заправку выяснять, что же мне залили. Надо отметить, что работники заправки немного перепугались, когда я пришел с вопросом что у меня в бензобаке. Даже позвонили одному очень хорошему мастеру, с которым мы уже теперь дружим несколько лет, который является очень хорошим специалистом по дизельным движкам.
На утро состоялась процедура слива топлива из бензобака. Не скажу что топливо было очень уж хорошим для зимнего, ибо парафинов в нем было много. Но причиной поломки оказалось вовсе не оно. А, вы не поверите, старые трусы, которыми мастер в Bosch сервисе видимо мыл мой бензобак изнутри и забыл их там. Труселя отстирались до такой степени белизны, что глазам было больно смотреть. Они попросту заткнули всасывающее отверстие двигателя подкачки топлива и машина естественно заглохла. Так что, если у вас неожиданно сломался двигатель, не переживайте сразу, возможно это все тот же мастер, чьи кривые руки и забывчивость иногда приводят к таким анекдотическим поломкам.