Места концентрации ДТП и технические средства организации дорожного движения
В каждом городе существуют так называемые места концентрации дорожно-транспортных происшествий. Каким образом они появляются? Причин образования мест концентрации великое множество. Это могут быть сложные геометрические параметры местности, некорректные технические средства организации дорожного движения, метеоусловия и еще множество различных причин, в том числе и человеческий фактор. Главное в исследовании причин образования мест концентрации, это понять, что же действительно стало ключевым моментом в происшествии. При этом рассмотреть ДТП со всех сторон: технической, организационной, психологической, географической.
В первую очередь в этой статье хочется обратить внимание на технические средства организации дорожного движения (ТСОДД). Но для начала, разберемся что именно к ним относится. ТСОДД по их функциям обычно относят к 2 группам. Первая группа воздействует на транспортные и пешеходные потоки, к ним относятся светофоры, дорожная разметка, дорожные знаки, ограждения, направляющие устройства, освещение, вторая группа управляет первой и обеспечивает их работу по заданному алгоритму, к ним можно отнести дорожные контроллеры, детекторы транспорта и прочее оборудование для передачи информации. Правила установки ТСОДД первой группы регламентирует ГОСТ Р 52289-2004 «ТСОДД. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
На данный момент по всей России присутствуют многочисленные нарушения именно по установке и обслуживанию технических средств организации дорожного движения. Соответственно, в организационной сфере присутствует огромная потребность в направлении ресурсов. За установку и обслуживание дорожных знаков отвечает Дирекция по организации дорожного движения при местном органе власти. Временные знаки согласовывает Государственная административно-техническая инспекция. ТСОДД устанавливаются после утверждения схемы организации дорожного движения, которая согласовывается с ГИБДД. Так же сотрудники ГИБДД по служебным обязанностям (приказ МВД России №185) должны фиксировать и передавать отмеченные нарушения правил, нормативов и стандартов в области дорожного движения, недостатков в содержании дорог, инженерных сооружений, технических средств организации дорожного движения и в местах проведения работ на дорогах, угрожающих безопасности дорожного движения.
Получается, что органы, которые должны выявлять недостатки такого характера либо не знают об этом, либо не придают большого значения обязанностям данного плана.
В этой статье хочется рассмотреть несколько наглядных примеров нарушения установки и эксплуатации дорожных знаков и разметки. В городе Санкт-Петербурге, в приморском районе на улице Авиаконструкторов нерегулируемый пешеходный переход с помощью светофоров должен был стать регулируемым. Казалось бы, отлично, новый светофор и теперь пешеходы спокойно, без опаски попасть под колеса автомобиля, смогут перейти улицу. Однако, светофор пока еще не введен в эксплуатацию, а пешеходный переход по новой схеме организации дорожного движения, перенесли чуть раньше, чем он был. Но существующую разметку, почему-то забыли стереть, а новую, видимо так же, забыли нанести. На фотографии 1 показан данный пешеходный переход.
Фотография 1. Пешеходный переход на улице Авиаконструкторов
Получается, что пока светофор не введен в эксплуатацию, водители видят знак "Пешеходный переход" и разметку, соответствующую ему, но за счет того, что старая разметка не была ликвидирована, а новая - нанесена, у водителей создается ложное представление о реальном нахождении пешеходного перехода. Водитель, видя разметку, может не успеть остановиться, потому что реальная опасность в виде пешехода появится внезапно. Такое несоблюдение надлежащих стандартов, вместо повышения уровня безопасности, провоцирует дорожно-транспортной происшествие.
Почти 2 года назад вступили в действие изменения в ГОСТ 52289-2004. Изменения касаются знаков "Пешеходный переход", "Дети" и предупреждающего знака "Пешеходный переход ". По внесенным поправкам, данные дорожные знаки должны устанавливаться на щитах со световозвращающей пленкой желто-зеленого цвета. До сих пор, спустя 2 года, полно мест, где указанные знаки установлены без световозвращающей пленки. Но есть и такие места, где проблему дорожных знаков с пленкой решили радикально (см. фото 2).
Фотография 2. Дорожный знак со световозращающей пленкой
Суть пленки, чтобы знак было видно в темноте, а не для того, чтобы наклеить, как говорится "чтоб была". Такие нарушения не должны допускаться!
На двух, приведенный выше примерах , очевидно, что функция надзора не выполняется, кем бы то ни было. Как уже говорилось в предыдущей статье, сейчас в России разработана программа по выявлению мест концентрации ДТП и самое главное - их причин. Предупрежден, значит вооружен. Устранить проблему, зная ее корни, гораздо легче, чем годами смотреть на количество ДТП на конкретных участках и гадать, почему же так произошло.
Ангелина Асонова для ООО "Кит оценка"