Некоторые вопросы о методах проверки автомобиля после ДТП при проведении независимой оценки и экспертизы

Проверку работоспособности узлов и деталей автомобиля после ДТП лучше всего производить методами инструментального технического контроля и диагностики. Во-первых, это снимет с эксперта большую часть субъективных суждений, а во-вторых это позволит дать абсолютно точную картину повреждений автомобиля после ДТП, при проведении независимой экспертизы ущерба после ДТП.

Любой автомобиль, как средство повышенной опасности, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к безопасному техническому состоянию при эксплуатации на дорогах общего пользования. Поэтому исправное состояние автомобиля после его ремонта должно отвечать требованиям всех нормативных документов, касающихся его безопасности и технического состояния, а также требованиям производителя автотранспортного средства, соответствующим параметрам работы систем и механизмов автомобиля в любых режимах его работы.

Конечно, при проведении любой экспертизы после ДТП, первое что бросается в глаза – это состояние элементов кузова и систем пассивной безопасности в салоне автомобиля. Однако это не самое дорогое, что может быть повреждено. Основными системами автомобиля по-прежнему считаются: тормозная система, рулевая система, система подачи топлива и питания двигателя, система выпуска отработанных газов, электрика, системы пассивной и активной безопасности, световые приборы и т.д. Поэтому необходимость использования специального оборудования при проведении независимой экспертизы после ДТП не просто желательно, но необходимо. Если у эксперта нет элементарного навыка работы с диагностическим оборудованием, а эксперты страховых компаний чаще всего имеют низкую квалификацию, то провести качественно диагностику при осмотре повреждений автомобиля они не могут. Обычно это прикрывается фразой – «возможны скрытые повреждения», но вот что попадает под понятие скрытые повреждения у таких экспертов нигде законодательно не закреплено. Поэтому при проведении осмотра, эксперт от страховой компании может отнести к скрытым повреждениям даже блок SRS, несмотря на то, что подушки безопасности сработали, а преднатяжители ремней безопасности затянули ремень и его дальнейшая эксплуатация невозможна.

Некоторым нашим клиентам приходилось сталкиваться с экспертами в страховой компании, которые с важным видом приносили геодезическую линейку и прикладывали ее к автомобилю в разных позах пытаясь произвести впечатление. Ну что тут скажешь, рынок артистов слишком разросся, и переплюнуть Дэвида Коперфильда у них видимо не получилось, вот и стараются кто во что горазд. Особенно комично это выглядит, когда линейка устанавливается на неровную опорную поверхность, например, на сугроб зимой. Что именно хотят измерить эксперты техники лично для меня остается загадкой, ибо кривизна рук и всего остального отражается на кривизне фотографий. Если же говорить об использовании линеек в экспертной деятельности, то ими измеряются исключительно геометрические параметры повреждений, но линейка должна быть соответствующая, экспертная, ее обычно используют криминалисты МВД.

Когда эксперт хочет провести качественную диагностику автомобиля, то помимо визуального осмотра, он может использовать диагностический сканер. Зачем?  Да хотя бы затем, чтобы выявить проблемы работы систем автомобиля. Указание на коды ошибок работы систем автомобиля с приложением распечатки данных диагностического сканера могут явиться неотъемлемой частью акта осмотра автомобиля, а также быть доказательством в судебном процессе. Конечно, многие эксперты просят производить осмотр в условиях СТО, где есть минимальный набор диагностического оборудования, но даже при таких условиях не факт, что специалист разбирается в работе узлов и механизмов именно вашего автомобиля.

Самая главная система автомобиля, непосредственно влияющая на безопасность движения – тормозная система. Существуют единые требования к показателям эффективности торможения и устойчивости автомобиля при торможении. Эксперт обязан проверить работоспособность как основной, так и стояночной и запасной тормозных систем. Ведь даже если автомобиль незначительно пострадал при ДТП, то режим работы устройств мог быть аварийным, например, при экстренном торможении после возникновения опасности в зоне видимости водителя. Эффективность торможения можно проверить как на стендах, так и в дорожных условиях. Конечно, некоторые эксперты могут возразить, не наше мол дело, но я тут с ними не соглашусь. Ведь при проведении работ по осмотру автомобиля после ДТП они осматривают именно узлы и агрегаты, некоторые из которых можно проверить только путем включения-выключения. Вот и выходит, что не производя технологический контроль и диагностику, эксперт страховой компании свою работу не выполняет, что бы он там не говорил. Это касается даже возможных утечек сжатого воздуха из пневматических тормозных систем грузовых автомобилей и прицепов. Нет манометра, нечем проверить, не проводи осмотр. Сфотографировать для акта осмотра показания манометра, подключенного к контрольным выводам ресиверов тормозного привода автомобиля не составляет труда, можно (и нужно) даже с таймером.

То же касается диагностики рулевого управления. Никто конечно не заставляет эксперта таскать с собой тяжелый люфтомер, но если есть щелчки или заедания при повороте рулевого колеса, то можно хотя бы указать на неисправность в системе рулевого управления. Зачастую же, эксперты техники просто осматривают состояние элементов рулевого управления и «на глазок» определяют, исправна та или иная деталь или нет. При этом заглянуть в бачек ГУР и проверить уровень жидкости мало кто удосуживается. Мы как-то провели забавный опыт, слили жидкость из ГУР выкрутив лампу контроля на приборной панели, и подождали пока «эксперт» присланный от страховой компании забраковал рулевую рейку, ибо она была по его мнению неисправна. Забавно было видеть его лицо, когда розыгрыш мы ему объяснили. А ведь так могут поступать и мошенники, и эксперт не понимающий принципа работы данного устройства наверняка вынесет неправильный вердикт по исправности узла или всей системы рулевого управления.

Так же, следует отметить, что в Европе, в функцию экспертов техников входит работа по чтению данных о ДТП с черных ящиков автомобиля. Т.е. эксперт хорошо осведомлен о работе и принципах работы устройств, о которых в России мало кто вообще слышал. Ведь некоторые повреждения автомобиля можно соотнести с ДТП, а некоторые могли возникнуть и раньше. В США и Европе давно научились бороться с кражами, организованными про принципу «crash for cash». Я могу доказать на практике, что только эксперт, обладающий специальными познаниями в трасологии может выявить подлог.

В любом случае, если вам понадобится качественная экспертиза автомобиля, вы можете обратиться к нам.