Почему движение по трамвайным путям опасно для водителя.
Наверное все из нас когда либо видели летящие по трамвайным путям автомобили. Но мало кто задумывался, что при возникновении опасности этот спешащий куда либо водитель не сможет остановиться если хотя бы одно из его колес попадет на рельсы. В нашей экспертной практике, почти все ДТП связанные как либо с движением по трамвайным путям происходят либо с резким изменением курса движения автомобиля вызванной действиями водителя, либо с потерей курсовой устойчивости транспортного средства (ТС). Для начала, попробуем разобраться в физике этого процесса. При прямолинейном движении ТС основное влияние на процесс движения оказывают силы взаимодействия автомобиля с дорогой и воздушной средой. Так же следует понимать, что системы внешних сил действующих на автомобиль рассчитаны производителями ТС таким образом, что у автомобиля есть симметрично расположенный относительно его продольной оси центр масс, нагрузка на правое и левое колесо одного моста одинакова и благодаря упругим свойствам подвески влияние колебаний кузова при движении стремится к нулю. Т.е. работа сил внутри самого автомобиля не оказывает влияние на движение т.к. силы являются взаимо уравновешенными. Таким образом, при движении ТС по дороге все точки сил внешних воздействий совершают прямолинейные перемещения параллельные друг другу и поверхности дороги. Мы не будем останавливаться на тонкостях этих процессов и разбирать такие моменты как сила тяги автомобиля, для этого есть специальные учебные издания, однако работу внешних сил мы рассмотрим. На ТС при движении действует комплекс внешних сил, а именно сила тяжести, расположенная в центре масс ТС и зависящая от уклона дороги, сила сопротивления качению, как суммарная сила сопротивления качению всех колес ТС и сила сопротивления воздуха. При движении автомобиля по трамвайным путям, в случае если одно из колес находится на рельсах, а другое на асфальте, из за внутренних сил работы подвески автомобиля сила сопротивления качению могут быть разными. Водитель это ощущает на уровне рефлексов и старается поставить автомобиль таким образом, чтобы все колеса находились на асфальте. Но зачастую, при движении автомобиля по трамвайным путям, колеса хотя бы одним краем но попадают на рельсы. При торможении попавшее на рельсы колесо имеет меньшую площадь взаимодействия с опорной поверхностью при более низком коэффициенте сцепления с дорогой, который можно сравнить со сцеплением колеса на льду. Поэтому одно колесо начинает тормозить "быстрее" другого, т.е. остановочный путь правого колеса на одной оси может быть меньше или больше остановочного пути левого колеса той же оси автомобиля. Это вызывает в лучшем случае изменение траектории движения при увеличении тормозного пути. В практике проведения автотехнических экспертиз, нам часто попадаются небольшие по последствиям ДТП связанные прежде всего со скользящими столкновениями ТС. Например как на фотографии ниже. Однако при достаточно большой скорости движения автомобиля по трамвайным путям, потеря курсовой устойчивости может привести к тому что от действий водителя уже ничего зависеть не будет. И автомобиль, как неуправляемый снаряд, сметет все что будет на его пути. При проведении автотехнической экспертизы, точки зрения правил дорожного движения, следует помнить что согласно п.п. 9.6 - Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил…
Однако скорость движения некоторых любителей погонять по трамвайным путям в черте города явно выше разрешенной требованиями п. 10.2 ПДД, поэтому все кто выезжает на трамвайные пути попадают в особую зону риска для движения ТС. Если же вам все таки посчастливилось попасть в подобное ДТП, для того чтобы понять что из себя представляет 80% ДТП на трамвайных путях и что делать в такой ситуации читать тут. |