Расследование и реконструкция ДТП в Европейском Союзе, краткая общая информация.

 

В 2004 году, Европейской комиссией, назначена Экспертная Группа для консультаций комиссии по стратегии связанной с дорожно-транспортными происшествиями в транспортном секторе.  Эта инициатива была представлена в европейской конвенции «Белая книга европейской транспортной политики до 2010 года: время решать», которая предназначалась для консультирования Комиссии по проблемам необходимости совершенствования действующего законодательства, особенно, там, где это было необходимо, для всех видов транспорта. Экспертная группа, в целях повышения качества своей работы, создавала собственные подгруппы для каждого вида транспорта, после чего эти подгруппы работали над улучшением методик. В данной статье мы не станем показывать  ключевые выводы группы, которая занималась анализом ДТП, а просто опишем их работу для ознакомления.

В качестве точки отсчета, был выдвинут тезис, что несмотря на тот факт, что подавляющее большинство ДТП является следствием дорожного движения, законодательные основы в Европе для расследования ДТП почти не существуют, и следовательно было рекомендовано:  «Продолжение консультирования и обсуждения процесса на более широком уровне (политическом и техническом) по тем возможностям Европы на законодательном уровне, которые могут быть использованы как средство гарантирующее постоянный процесс изучения ДТП на территории Европейского Союза.»

Общепризнано, что те виды транспорта, по которым имеется большее количество данных о ДТП и которым уделялось больше времени в изучении вопроса аварийности наиболее безопасны в настоящее время. По этой причине данная группа призывала Европейскую комиссию к следующему: «Для того чтобы определить окончательные цели по требованиям к безопасности по всем видам транспорта, в том числе дорожной инфраструктуры, требуется постоянное систематическое изучение данной проблемы в целях профилактики ДТП»

 Так, например, в Дании, существуют методы и правила работы Датской экспертной группы по расследованию ДТП. Сама группа была создана еще в 2001 году по указу министра транспорта, целью ее создания был сбор и обработка данных о ДТП. Полученная таким образом любая новая информация, в рамках работы данной группы, должна была использоваться для повышения уровня безопасности на дорогах.

Структура созданной экспертной группы состояла из специалистов разных направлений деятельности, связанных так или иначе с безопасностью дорожного движения. В рамках этой группы, специалисты занимались анализом серьезных ДТП и ДТП с высокой частотностью. Детальное изучение каждого ДТП позволило в последствии выделить основные факторы, влияющие на формирование аварийной дорожной обстановки. Анализ осуществлялся на основе той документации, которую предоставляла полиция, службы спасения и медицинский департамент. Кроме того, члены экспертной группы самостоятельно опрашивали свидетелей и участников ДТП. Целью этой деятельности было не определение виновной стороны в том или ином случае, а определение основных действенных методов исследования дорожно-транспортной ситуации и выработка общих рекомендаций по улучшению дорожной безопасности.

Методом для анализа аварий был избран комплексный подход в анализе системы ВАДСУ до, в момент и после ДТП. Для этого как раз и собирались все данные от разных источников упомянутых выше. Все эти исходные данные о ДТП и их участниках в Дании считаются конфиденциальными и были предоставлены экспертам только для анализа и опубликования окончательных выводов.

Первоначально экспертами рассматривались вопросы касающиеся: объема знаний самой экспертной группы в исследуемой области, существования возможностей поддержки и развития текущих исследований в данной области, какие проблемы вызывают наибольший резонанс в обществе, какие общие тенденции замечены в ходе обобщения данных о ДТП за период и т.д.

В процессе данных исследований были выявлены факторы, оказывающие влияние на тяжесть последствий ДТП, в том числе возрастные, дорожные, технические и прочие. Разработаны или улучшены некоторые методики расследования и реконструкции ДТП.

Например, одним из результатов этой работы можно назвать принятие программы европейской дорожной безопасности «Эрика» и «Эрика-2». Но работа по совершенствованию методов продолжается и сегодня. Некоторые из этих методик мы уже видим в России. 

IMG_2063