Трасологическая экспертиза
Для того чтобы понять зачем нужна транспортная трасология, достаточно привести простой пример. К нам обратился пожилой человек, которого обвиняли в том, что он скрылся с места ДТП, после того, как поцарапал чужой дорогой автомобиль. Когда мы сопоставили повреждения и вещество следа, которое было в микроскопических задирах, оставшийся от объекта следообразования, по выяснилось, что царапины кузова автомобиля дедушки образованы деревянным объектом, а не кузовом другого автомобиля. Когда же дед открыл капот своего автомобиля, то нам стало понятно почему этого ДТП не могло быть в принципе – двигатель был разобран, а поверхность деталей покрыта толстым слоем ржавчины и пыли. «Пострадавший» же и «свидетели» были сильно смущены, что их мошеннические действия не удались. Однако наиболее распространенным случаем в нашей стране, когда необходима транспортная трасология, является отказ страховых компаний в выплате, на основании якобы проведенной трасологической экспертизы некоего мифического эксперта трасолога, который и автомобиль то не видел.
Транспортная трасология сама по себе производится в редких случаях, т.к. исследование трудоемко и требует довольно продолжительного изучения предмета, обычно вопросы трасологии сочетаются с автотехнической экспертизой. Тем не менее, для того чтобы иметь представление о том, что именно изучает этот раздел прикладной науки, следует описать те следы, которые изучаются при проведении трасологических исследований обстоятельств ДТП.
Во-первых, это следы деформации транспортных средств после столкновения или наезда, следы протекторов шин колес на проезжей части, образовавшиеся в результате юза при торможении, или при поперечном скольжении в заносе. Это самые простые, и наиболее изученные следы, необходимые для проведения анализа ДТП. Так по характеру нанесения повреждений на лакокрасочную поверхность автомобиля, эксперт трасолог может определить стоял автомобиль в момент столкновения или двигался. Чтобы читателю было более понятно, о чем мы говорим, следует разграничить такие объекты участвующие в следовом взаимодействии и необходимые исследования как – следообразующий, следовоспринимающий и вещество. Под следообразующим объектом понимается объект, внешние признаки которого (углы, цвет краски и пр.) отразились в следе. Соответственно наоборот, объект на котором есть след от внешнего воздействия называется – следовоспринимающим. Следует понимать, что в процессе ДТП, при сложных взаимодействиях поверхностей кузовных деталей транспортных средств, детали с обеих сторон подвергаются изменениям, пластическим деформациям, и становятся носителями следов ДТП. Именно поэтому, для транспортных средств, одна и та же поверхность может быть, как следообразующей, так и следовоспринимающей. Третий объект, который несет максимальную информацию о столкновении – вещество следа. Зачастую, при столкновении двух транспортных средств, вещество следа имеется в избыточном количестве в микроскопических задирах краски. Взаимопроникновение вещества поверхности лакокрасочного слоя деталей кузова автомобиля имеет характерные, ярко выраженные следы, хорошо различимые при их изучении с помощью микроскопа.
Рис. 1 Следы ДТП с характерными задирами лакокрасочного покрытия показывающими направление следообразования справа-налево.
Рис.2 Следы кислотной эрозии поверхности лако-красочного покрытия в результате хулиганских действий третьих лиц.
Вторым, не менее важным трасологическим объектом исследования ДТП, являются предметы, отделившиеся в процессе столкновения или наезда от самого автомобиля. К сожалению, в большинстве случаев, в результате того что место происшествия не ограждается должным образом, такие вещественные доказательства недолговечны. Однако, правильно зафиксированные на месте происшествия следы ДТП – осколки фар, осыпь грязи, части или даже детали автомобиля, капли жидкостей, позволяют довольно точно локализовать искомое место столкновения, которое как раз и является точкой отсчета, необходимой для проведения автотехнической экспертизы скорости транспортного средства в момент столкновения или наезда.
Дорожно-транспортные происшествия на больших скоростях движения могут оставлять после себя и другие следы. например следы волочения транспортного средства по проезжей части после разрушения узлов подвески автомобилей деталями кузова, следы скольжения мотоциклистов по проезжей части в виде полос крови и обрывков одежды, осколки визоров и куски шлемов и т.п.
Рис. 3 Шерсть и кровь сбитого животного на лобовом стекле автомобиля
Рис. 4 Сбитое животное
Следы шин колес автомобиля, возникающие при вращении или блокировки колеса, могут объяснить нам механизм происшествия, его динамику. Причем если на мягких грунтах мы получим отчетливый объемный след, который можно зафиксировать слепком, то на твердой асфальтовой поверхности мы увидим отслоения грязи или валики резины, образованные при торможении.
Некоторые исследователи считают, что основная задача транспортной трасологии – изучение информации о самом объекте, однако в своей работе, мы убедились в том, что главной задачей в изучении следов является установление механизма их нанесения, который отображает вторую, кульминационную стадию ДТП и позволяет определить исходную точку исследования в целом. Все же остальные признаки, такие как конструктивные особенности и прочее, вторичны по отношению к цели реконструкции механизма ДТП. Этим обстоятельством, кстати, объясняется повышенный интерес наших западных коллег к самому механизму деформации деталей кузова и применение ими сложных и весьма дорогостоящих программ моделирования ДТП.
Вопросы на которые отвечает транспортно-трасологическая экспертиза
о Трасологическое исследование направления в котором двигался тот или иной автомобиль участников ДТП. Исследование обособленных трасологических признаков и объемной пространственно следовой информации непосредственно на поверхностях следообразования (автомобиля виновника ДТП) и следовосприятия (автомобиля пострадавшей стороны).
о Трасологическое исследование взаимного расположения участников (столкновения/наезда) перед ДТП. Исследование пространственно-следовой информации об углах деформаций транспортных средств (ТС), выявление наиболее вероятного места и направления удара, анализ и расчет затрат кинетической энергии на деформацию элементов конструкции ТС методом конечных элементов.
о Трасологическое исследование вероятной траектории и характера движения участников до столкновения. Эксперты нашей организации имеют возможность устанавливать данные о траектории движения ТС путем анализа данных блоков EDR(подробнее тут и тут)
о Трасологическое исследование углов столкновения и порядка столкновений участников ДТП при большом количестве автомобилей. Накопленый опыт и знания наших экспертов позволяют точно установить виновника ДТП если количество учатсников больше 2-х. Сложность выполняемых расчетов и анализа исходной трасологической информации более чем тысячи проведенных экспертиз по анализу и реконструкции ДТП, выполненных нашими экспертами позволяют нам максимально точно ответить на поставленные вопросы в кратчайшие сроки.
о Каково было расположение участников и препятствий в тот или иной момент времени - в момент удара, сразу после него, через некоторое время и т. д. Исследование трасологических признаков и объемно пространственной следовой информации непосредственно на месте ДТП, в том числе с использованием специальной аппаратуры и химических реактивов.
о Ответ на вопрос с возможности искусственного изменения положения участников ДТП после столкновения/наезда.
о Трасологическая экспертиза пространственно следовой информации для ответа на вопрос какой именно частью автомобиля были нанесены те или иные повреждения.
о Какому именно - грузовому, легковому или гусеничному транспорту принадлежат следы на месте ДТП. Определить направление движения по следам юза или разлету осколков на метсе ДТП.
о Трасологическая экспертиза дефектов шин и колес автомобиля оставившего следы на месте наезда на пешехода (ДТП). Например неправильная балансировка колес, нарушение целостности корда (вздутие протектора шины) и т.п.
о Трасологическая экспертиза следовой информации на дорожном покрытии с целью ответа на вопрос о характере следов, которые моги образоваться в результате скольжения, волочения, удара и т. п. Ответ на вопрос - какой именно деталью автомобиля оставлены те или иные следы.
о Каким именно видам автотранспорта присущи детали совпадающие по размеру и расположению, как те, что оставили следы в данном происшествии.
Транспортная трасология может потребоваться каждому. В спорных случаях при определении виновника конкретного ДТП, при необоснованном, на ваш взгляд, отказе страховой компании в возмещении, а также в случаях, когда человека обвиняют в ДТП, которого он не совершал - поможет транспортно-трасологическая экспертиза.
Рис. 5 Царапины и задиры лакокрасочного покрытия - самые распространенные следы ДТП.
- Как самостоятельно зафиксировать место ДТП на схеме, как проверить схему ДТП?
- Проверка свойств тормозной жидкости в системе автомобиля при проведении независимой автотехнической экспертизы.
- Исследование типов тормозных систем современных автомобилей при производстве трасологической экспертизы