Автотехническая экспертиза

 Для чего нужна экспертиза обстоятельств ДТП.

        С 10 апреля 2014 года специалисты компании ООО "Кит оценка" начали проводить автотехническую экспертизу с использованием специального оборудования технического контроля. Все данные о ДТП получаются нами непосредственно с блока управления подушками безопасности. Автомобили оборудованные данными блоками существенно ускоряют работу эксперта и делают ее более точной и объективной. Все вопросы вы можете задать по телефону 924-05-01. В рамках проведения автотехнических экспертиз нами создана лаборатория безопасности дорожного движения, производятся комплексные экспертизы как самих автомобилей после ДТП, так и участников ДТП, при помощи методов инженерно - психологической экспертизы. Также, вы можете попробовать себя в роли эксперта, воспользовавшись нашей разработкой - программой "калькулятор ДТП онлайн", которая создана и адаптирована для неподготовленного пользователя.

  • Определение скорости и других технически значимых параметров движения транспортного средства (ТС) непосредственно перед столкновением, во время столкновения и после него является одним из главных назначений автотехнической экспертизы. Данный вид экспертизы поставлен специалистами нашей компании на качественно новый уровень вследствие возможности применения специализированного полицейского оборудования для анализа данных блоков управления подушками безопасности (подробнее здесь.)
  • Способы определению тормозного и остановочного пути, времени остановки ТС так же входят в цели автотехнической экспертизы. Специалистами автотехниками и трасологами нашей компании проводятся работы по определению тормозного и остановочного пути ТС не только расчетными методами, но так же методами специального инструментального контроля не доступными большинству экспертов в силу дороговизны оборудования, что несомненно будет иметь больший вес в суде при отстаивании Вами своей невиновности. (подробнее тут.)
  • Автотехническая экспертиза поможет ответить на вопрос об удалении ТС, пешеходов и иных объектов от места столкновения/наезда, которые могут быть заданы следствием (судом) в соответствующих интервалах времени. Возможность исследования данных о действиях водителя непосредственно перед столкновением, записанные в "черный ящик" вашего автомобиля может существенно укрепить вашу позицию как в суде так и в ГИБДД при разборе ДТП.
  • Исследование технической возможности предотвращения ДТП от действий водителя того или иного ТС непосредственно перед ДТП в исследуемый временной интервал (заданный судом или ГИБДД). Наши эксперты по анализу ДТП используют новейшие технологии, прошедшие проверку временем и получившие одобрение в ГИБДД и Министерстве Юстиции РФ. Кроме того, мы можем использовать психологическую экспертизу времени реакции самого водителя как его индивидуальную особенность, что повышает качество исследования (подробнее тут).
  • Исследование о взаимном расположении автомобилей непосредственно перед ДТП, во время столкновения/наезда и после него осуществляется нашими экспертами при помощи одобренных МВД программных продуктов (PC crash 10.0) а так же путем анализа обособленных трасологических признаков на месте ДТП и при изучении деформаций и повреждений самих автомобилей. Так же существует возможность исследования этого вопроса путем анализа блоков SDM, что является самым последним техническим достижением в решении данного вопроса (подробнее здесь).
  • Исследование "тахометров" для проведения автотехническая экспертизы с целью установления точного времени движения автомобилей на исследуемых участках движения ТС в заданных временных рамках.
  • Исследование вопроса о возникновении момента опасности для движения, требующего от водителя принятия мер по предотвращению ДТП (наезда/столкновения ТС, опрокидывания и т.п.). Экспертами нашей компании проведено более 1000 подобных исследований, собственная база данных о ДТП позволит решить данную задачу в кратчайшие сроки. Кроме того, моделирование поведения и сложных реакций человека (водителя) ставят решение данных задач на качественно новый уровень (подробнее тут). 
  • Определение и моделирование дорожной ситуации и траектории движения автомобиля для определения момента времени в котором действия водителя могли привести к предотвращению ДТП (когда водитель имел техническую возможность избежать столкновения/наезда). Анализ дорожной ситуации в системе ВАДСУ (водитель - автомобиль - дорога - среда) даст гарантию наиболее объективного решения при проведении автотехнической экспертизы ДТП. (пример исследования дорожной среды)
  • Исследование по вопросам правильности действий водителей участвующих в столкновении/наезде с точки зрения правил дорожного движения, в том числе и для обеспечения безопасности на дороге. Автотехническая экспертиза по исследованию того, как должен был действовать водитель в сложившейся дорожно-транспортной ситуации (ДТС) с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения.
  • Исследование действий водителя по предотвращению опасности для движения, а так же вопроса правил дорожного движения автотехнической экспертизой. Ответ на вопрос какие действия водителя управляющего автомобилем могли привести к предотвращению ДТП. Кроме теоретического исследования данного вопроса, специалистами нашей компании проводится исследование действий водителя по записи функции Event Data Recorder, точно показывающей действия водителя во всех трех фазах ДТП (сближение, столкновение/наезд, разлет). 
  • Эксперты по анализу дорожно-транспортных происшествий помогут вам определить соответствие действий водителей ТС требованиям ПДД для предотвращения ДТП и обеспечения безопасного движения ТС. Кроме того, наши эксперты могут установить скорость движения ТС непосредственно перед ДТП путем анализа данных EEPROM блоков ECU, что несомненно делает наше исследование более весомым для суда и следственных органов (подробнее тут). 
  • Автотехническая экспертиза проводимая нашими экспертами может помочь вам рассчитать техническую возможность предотвращения наезда/столкновения лицом управляющим ТС снижением скорости или маневром, в интересующий исследователя интервал времени ДТП (исследование объективной возможности водителя предотвратить наезд/столкновение).
  • Автотехническая - дорожная экспертиза условий и причин ДТП связанных с неправильной организацией дорожного движения. Исследование перекрестков, разметки и правильности установки дорожных знаков с точки зрения ГОСТ и безопасности дорожного движения.

Что такое система ВАДСУ?

Основные способы получения исходных данных о ДТП при работе эксперта автотехника.

Что такое судебная автотехническая экспертиза? 

Обязанности эксперта при проведении судебной автотехнической экспертизы ДТП.

Автотехническая экспертиза, практика определения скорости автомобиля перед торможением.

Цели и задачи судебной автотехнической экспертизы ДТП. 

Почему вам стоит обращаться именно к нам? Многолетний опыт работы наших специалистов высоко оценен сотрудниками ГИБДД, судьями и другими компетентными органами.

  

4

 

5BCUmeItH6k

 

При проведении автотехнической экспертизы ДТП, следует исходить из того, что каждый, кто сталкивается с этой задачей должен понимать, что одним из первых документов, который он изучает при разборе ДТП, является схема ДТП. Халатное и небрежное отношение сотрудников ГИБДД к составлению этого документа, зачастую способствует утрате следов и вещественных доказательств по автодорожным преступлениям, т.к. если даже предположить, что будет проведен дополнительный осмотр места происшествия, то следы могут быть полностью уничтожены. Начиная от того что их попросту затрут другие следы, до того что на месте повреждения дерна обочины вырастет новая трава.  Правильный осмотр места ДТП позволяет составить точную модель расположения всех вещественных доказательств, своеобразный чертеж плана местности с привязками данных о расположении тех или иных деталей ДТП по отношению к проезжей части. От того, насколько правильно произведен осмотр места дорожно-транспортного происшествия, зависит успех и скорость проведения автотехнической экспертизы ДТП. Именно поэтому в криминалистике, особое внимание уделено осмотру места происшествия, а лицо производящее осмотр должно обладать соответствующим уровнем квалификации. Это связано прежде всего со спецификой осмотра места ДТП, которое довольно трудно сохранить в неизменном виде длительное время, т.к. проезжающие мимо автомобили, проходящие пешеходы, да и просто атмосферные осадки могут довольно быстро уничтожить важные следы ДТП.

В рамках данной страницы мы не будем останавливаться на тактике работы следователей на месте происшествия, нам хотелось бы заострить внимание на поиске недостающих следов ДТП. На которые могли просто не обратить внимание, если, например, происшествие произошло в ночное время, или схема ДТП вызывает определенные сомнения у эксперта автотехника.

фото7

Исходя из целей нашего повествования следует немного освежить в памяти существующие виды дорожно-транспортных происшествий:

- Столкновение. Столкновение – один из наиболее распространенных видов ДТП, однако не самый частый. К столкновению относят такие происшествие, при которых произошел контакт между двумя или более автомобилями в процессе движения, а также с подвижным составом железнодорожных поездов на железнодорожных переездах. К этому виду ДТП согласно статистических данных относится всего около 25% всех ДТП в России (например столкновение попутно движущихся автомобилей);

- Опрокидывание. В разные годы составляет от 13% до 15% всех ДТП;

- Наезд. Наезд — это дорожно-транспортное происшествие, при котором автомобиль осуществил контакт с неподвижным или движущимся объектом, или пешеходом. По статистике в России это самый распространенный вид ДТП, в некоторые годы его количественное значение достигает 48%-55% от всех ДТП;

- Падение пассажира. Падение Пассажира – это особый вид ДТП. Не часто, но иногда люди выпадают из автобусов, маршрутных такси, да и просто автомобилей. Очень часто такой вид ДТП происходит с пассажирами мотоциклов и мотороллеров. Не более 1% всех ДТП в год;

- Иные виды ДТП. Как правило, такие ДТП связаны с падением грузов или внезапным отделением деталей кузова или колес от автомобиля. Реже с отскочившими в людей или автомобили объектами из-под колес, движущихся ТС. Страховым компаниям часто приходится иметь дело с такими видами ДТП, например, при подаче заявление на замену разбитого камнями ветрового стекла автомобиля.

Соответственно почти каждому из данных видов ДТП сопутствует свой, почти «стандартный» набор следовой информации, которую можно обнаружить на месте ДТП, и в схеме ДТП. 

6

 

При исследовании и обобщении данных значительного количества проведенных специалистами ООО «Кит оценка» автотехнических экспертиз, с участием мотоциклов, было установлено, что тяжесть аварий для этого типа транспортных средств значительно выше, чем для любых других. Особенно это ярко проявляется при неблагоприятных условиях окружающей среды в системе ВАДСУ (в ночное время в условиях ограниченной видимости и на мокром асфальте). Как показали исследования в данных случаях тяжесть аварий была значительно выше. Аварии, при которых происходили столкновения со стенами, или на резких подъемах и спусках всегда приводят к более тяжким последствиям чем наезды на стальные барьеры ограждающих конструкций дорог. При сравнении тяжести аварий при касательных наездах на ограждения и ДТП при столкновении с их концами можно говорить о меньшем вреде продольных касательных столкновений. Так же, следует отметить, что использование ограждений предотвращает значительную часть ДТП с опрокидыванием транспортных средств, что ведет к уменьшению травматизма при ДТП.

Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП, или как еще называют этот процесс – реконструкция ДТП, помогает собрать необходимую статистическую информацию, пригодную для анализа некоторых факторов ДТП и тяжести их последствий. Уже исходя из тяжести так же можно сделать общее предположение, что при проведении автотехнической экспертизы, возможно установить где именно произошло фатальное столкновение или наезд, – на дороге или уже вне ее полотна, например, при наезде на столбы, деревья, барьеры безопасности или канавы. Согласно нашим данным около 30% ДТП с пострадавшими происходят уже вне дороги. Т.е. каждый третий погибший получил фатальную травму уже после первого столкновения или потери курсовой устойчивости, когда автомобиль сошел с трассы. Это означает, что при проведении автотехнической экспертизы, следует обращать более пристальное внимание на придорожную окружающую среду и обстановку, автомобили не должны «долетать» до таких мест, где резкое изменение скорости создаст при ударе смертельную для человека нагрузку.

 Изучение данного вопроса при проведении автотехнических экспертиз также входит в задачу созданной в 2013 году лаборатории безопасности дорожного движения ООО «Кит оценка». Сбор информации о ДТП с автомобилями, выехавшими за пределы обочины дороги, анализ травматизма и смертности, вероятно поможет составить четкие рекомендации по тем проблемам, которые пока никто в нашей стране не изучает, а именно – как свести к минимуму тяжесть последствий для подобного типа аварий. Особенно это касается случаев ДТП, когда транспортное средство, непосредственно перед появлением опасной дорожной ситуации, движется по обочине вблизи различных природных или искусственных объектов, в том числе дорожного оборудования. Все наши научные изыскания в данном направлении направлены на выработку действенных контрмер и снижению факторов риска возникающих при подобных ситуациях.

В частности, при работе экспертов автотехников применяются новейшие методики анализа данных блоков управления автомобилем, где, как в черном ящике, записаны параметры движения транспортных средств во время ДТП. Для этого мы закупили и тестируем такие приборы, как сканеры инженерного уровня, например, прибор для чтения и расшифровки данных EDR, а также прибор для анализа психомоторных функций водителей ПАКПФ-02, что составило основу нашей лаборатории автотехнических экспертиз. Разработаны уникальные алгоритмы и методики в рамках общих проектов по безопасности дорожного движения. К 2015 году закончится тестирование прибора, позволяющего оказывать поддержку водителя и снижающего время его реакции на возникшую опасность на дороге. 

 DSC_0063

 

Расширенное автотехническое исследование

 Реконструкция процесса ДТП производящаяся для каждого объекта в каждый конкретный момент времени для каждого столкновения, требует специализированного, расширенного исследования процесса. В большинстве случаев это требуется, когда первичный сбор данных и их обработка показала вероятность нескольких сценариев развития событий. Ведь перед экспертом автотехником встает нелегкий выбор – что именно считать правильным решением задачи? Тем более, когда на кону чья-то судьба и против невиновных выдвинуты серьезные обвинения. Проведение автотехнической экспертизы – закладка фундамента для реконструкции ДТП и фактического ответа на все поставленные вопросы в категорической форме.

В отличии от простой автотехнической экспертизы, расширенное исследование может производиться в любое, более позднее время после ДТП. И все данные, полученные на месте происшествия, могут быть пересмотрены. Так как расширенное автотехническое исследование производится значительно позже самого события ДТП и первичной автотехнической экспертизы, то точность исследования зависит от полноты и точности собранных данных, записанных предыдущими специалистами, как на месте ДТП, так и при проведении экспертизы, что вполне возможно выразить через методы теории нечетких множеств.

Требования к расширенному автотехническому исследованию могут включать в себя следующие вопросы:

- Как может быть определен коэффициент сцепления с поверхностью дорожного покрытия, а также степень проскальзывания колес при минимальных и максимальных скоростях движения каждого транспортного средства в данном ДТП (если он не был рассчитан непосредственно на месте ДТП);

- Возможно ли применить импульсный метод для определения времени и пройденного расстояния объектов на месте ДТП;

- Соответствуют ли следы на проезжей части с поврежденными частями на автомобиле, с точки зрения возможности соотношения точек их взаимодействия и чем это подтверждается исходя из картины ДТП;

- Возможно ли определить скорость в момент ударного взаимодействия объектов, исходя из данных проведенных проверок по факту ДТП и автотехнических экспертиз;

- Как определить основное направление приложенных сил, в том числе суммарный вектор всех сил ускорения и центробежных сил, силы гравитационного воздействия при движении по неровной поверхности и соответственно работу подвески автомобиля для расчета остановочного пути и других параметров движения;

- Возможно ли соотнести травмы, полученные пассажирами и водителем ТС с точки зрения кинематики их перемещений в момент ДТП;

- Как определить были ли включены внешние световые приборы при столкновении;

- Как определить, было ли возгорание автомобиля до столкновения или после;

- Как определить факторы механических или электронных неисправностей автомобиля с точки зрения их влияния на процесс ДТП;

- Как проверить достоверность схемы ДТП с точки зрения анализа местоположения описанных объектов на схеме ДТП.

Для ответа на подобные вопросы в ходе проведения автотехнической экспертизы требуется многолетняя практика в расследовании дорожно-транспортных происшествий, а так же существенное постоянное повышение квалификации.

Например, для реконструкции столкновения, которое является самым сложным на всех уровнях автотехнической экспертизы, основной целью является определение того, как оно произошло и что именно привело к данному событию. Чаще всего к столкновениям приводят поведенческие ошибки водителей в сложной дорожно-транспортной ситуации, но что именно повлекло эти ошибки – дорожная среда, или действия других водителей не исследуется должным образом. Для настоящего эксперта автотехника, таких проблем не должно возникать – ответ должен быть получен и для этого конкретного случая, автотехник должен применить знания и навыки работы с приборами в области инженерной психологии.

Реконструкция, как итог расширенного автотехнического исследования процесса ДТП может включать в себя даже проведение экспериментов, для выяснения поведения автомобиля, а также поведения водителя или пешехода в момент ДТП. Реконструкция может содержать в себе расчеты более чем по 22 модулям и 80-ти факторам ДТП, что в конечном итоге жизненно необходимо для проведения судебного процесса.

Оценка зависимости риска ДТП от скорости движения автомобиля

Для оценки зависимости риска возникновения ДТП следует выделить три фазы предаварийного развития дорожной ситуации:

 - первая фаза – контроль рисков в процессе движения автомобилей по дорогам не отвечающим требованиям ГОСТ и технического регламента;

 - вторая фаза – расчет гипотетического ДТП при существующей дорожно-транспортной ситуации (ДТС);

 - третья фаза – рассмотрение взаимосвязи между скоростью движения ТС и состоянием алкогольного и наркотического опьянения в данном гипотетическом ДТП.

Методы, используемые экспертом автотехником для анализа каждой из фаз описаны ниже.

Фаза первая:

Контроль рисков возникновения ДТП при существующей ДТС осуществляется на основе выборки данных ГИБДД по ДТП на отрезке дороги представляющем интерес для исследователя или эксперта автотехника. Исключение представляют данные собранные экспертом на месте предполагаемого ДТП путем съемки дорожного движения и анализа типичных дорожных ситуаций на интересующем нас отрезке дороги.  Для проведения автотехнической экспертизы данные полученные подобным образом могут представлять, как практический, так и научный интерес. Обработка статистических данных может производиться как вручную, так и при помощи различных программ анализа потока транспорта. Специалисты, занимающиеся проблемами организации отдельных элементов дорожных сетей и системами управления ДТС также могут оказать неоценимую помощь автотехникам при сборе данных. Следует отметить, что применение методов транспортного моделирования для решения задач автотехнической экспертизы не столь широко распространено в нашей стране, как за рубежом, однако такие понятия как «мертвая зона» или «опасный поворот», являются результатом много летней работы инженеров, производящих расчеты закономерностей распределения потоков транспорта по элементам управления дорожной среды. К сожалению, при прогнозировании нет ответов на вопрос будут ли в принципе совершаться те или иные маневры на дороге, однако при достаточном количестве наблюдений можно сформировать среднесуточные статистические данные по количеству совершаемых разворотов или иных маневров на исследуемом участке дороги, с целью определения наиболее потенциально опасных. Так же практика автотехнических экспертиз показывает закономерности взаимосвязи ДТП с социально-экономическими, демографическими, природно-климатическими и иными условиями.  

Сложившиеся исторически, два основных подхода в моделировании дорожного движения – стохастический и детерминистический могут так же в полной мере применяться при анализе вероятности микроскопических событий на исследуемом участке дороги. В данном случае микроскопические модели описывают поведение участников дорожного движения в процессе получения выборки.

Фаза вторая - расчет гипотетического ДТП при существующей дорожно-транспортной ситуации.

При анализе данных о микроскопической ситуации, при проведении автотехнической экспертизы, следует выявить контрольный случай ДТП, например, при котором в процессе происшествия был хотя бы один пострадавший. Скоростное ограничение в населенных пунктах следует принимать исходя из требований ПДД (например, для населенного пункта это требование п.п. 10.2 ПДД).

Критерий выбора контрольного ТС

Контрольный автомобиль должен соответствовать следующим параметрам:

 - кузов транспортного средства (купе, седан, хэчбэк, универсал и т.д.);

 - возможность получения данных из блока управления системой пассивной безопасности (функции EDR);

 - авария в Санкт-Петербурге (другом населенном пункте);

- погодные условия – асфальт сухой, видимость неограниченна;

- состояние здоровья водителя в норме;

 - по крайней мере один человек пострадал;

- перед ДТП автомобиль не совершал опасного маневра.

В этом случае можно выделить все ДТП, происходящие в Санкт-Петербурге при скорости в 60 км/ч. Ограничение скорости согласно требованию пункта 10.2 ПДД сделано для единообразия выборки. ДТП с большими скоростями требует более сложного, комплексного подхода к изучению ДТС, меньшие скорости исключены по тем же причинам. В этом случае однообразность выборки для анализа ДТП более качественна.

Критерием тяжести ДТП является применение санитарного транспорта при эвакуации пострадавших в ДТП. Выборка на тяжести последствий для здоровья человека, а не для имущества позволяет отделить не интересующие нас ДТП.

Фаза третья позволяет выявить взаимосвязь между скоростью движения и ДТП по факторам восприятия и реакции водителя в данной ДТС. Реакция оценивается методами инженерно-психологической экспертизы. Автотехническое исследование ДТП в этом случае носит научный, обобщающий характер и, при небольших затратах времени эксперта автотехника, позволяет построить базу данных типичных дорожных ситуаций для дальнейших исследований при проведении автотехнической экспертизы ДТП.